0
557
Газета Политика Интернет-версия

11.02.2003 00:00:00

Задача депутатов - лишить правительство лишних полномочий

Тэги: дума, таможенный кодекс


В Госдуме наконец-то готов новый Таможенный кодекс. Еще в 1999 году обновленная версия главного таможенного закона была принята Думой в первом чтении. Но потом два года депутаты активно правили его, постоянно ссорясь с правительством из-за поправок. И вот в следующий понедельник бюджетный комитет Госдумы начнет обсуждение окончательной версии документа.

Как заявил вчера один из разработчиков новой версии кодекса, заместитель председателя бюджетного комитета Думы Валерий Драганов, главная задача предлагавшихся депутатами поправок заключалась в том, чтобы лишить как можно большего количества полномочий правительство и федеральные ведомства. Огромное количество таможенных правил и процедур, которые раньше устанавливались исполнительной властью, теперь будут прописаны в законе. Перечень документов, необходимых для таможенного оформления, раньше устанавливался Таможенным комитетом - но теперь исчерпывающий список всех необходимых справок будет наличествовать в кодексе.

Кроме того, новая редакция закона отменяет лицензирование некоторых видов внешнеэкономической деятельности. В частности, не будут нужны лицензии таможенным брокерам, таможенным перевозчикам, складам временного хранения и магазинам беспошлинной торговли. По мнению разработчиков, магазины и склады и так постоянно находятся под таможенным контролем, поэтому нет нужды в их лицензировании.

Либерализуется и режим складов временного хранения. Сегодня место складирования ожидающей таможенной очистки продукции указывают сотрудники ГТК. В будущем - если новая редакция кодекса пройдет - предприниматели сами смогут выбирать место хранения. Обеспечение сохранности будет достигнуто благодаря системе финансовой ответственности предпринимателей - например, с помощью денежных залогов.

По мнению Драганова, если у таможни имеются сомнения относительно законности деятельности импортера, то она может проверить их, пользуясь своими правами на оперативно-разыскную деятельность и проведение дознания. Затруднять внешнюю торговлю мелочными придирками для этого не нужно. При этом депутат уверен, что либерализация таможенного режима только уменьшит контрабандный импорт, объемы которого он оценивает в 10-15 млрд. долл. в год. По мнению Драганова, значительные объемы импортных поставок уходят в тень именно потому, что бюрократизация таможни делает легальную внешнеторговую деятельность чрезмерно затруднительной.

В принципе многие из либеральных мер, прописанных в кодексе, должен поддерживать и ГТК - ведь основой нового законопроекта стал вариант, предложенный правительством. Председатель таможенного комитета Михаил Ванин уже заявлял, что нынешний, действующий с 1993 года кодекс, несомненно, устарел, а новый документ станет законом прямого действия, соответствующим нормам ВТО. Но за два года, что идет работа над кодексом, депутаты внесли в него большое число поправок, чрезвычайно усиливающих "либеральную составляющую" документа. Это и неудивительно: идейным вдохновителем всех этих поправок стала рабочая группа РСПП, возглавляемая главой компании "Северсталь" Алексеем Мордашовым. В частности, в нынешнем варианте законопроекта установлен предельно сжатый срок оформления таможенных документов - 1 сутки. Представители ГТК просили дать их хотя бы три дня. Целую неделю в думском комитете шли жаркие споры - и все-таки пока в тексте документа осталась предложенная депутатами однодневная норма.

Вершиной думского либерализма стала статья закона, в соответствии с которой все сомнения в интерпретации таможенного законодательства толкуются в пользу импортера.

Самое интересное, что либеральные поправки к кодексу в настоящее время пробивает Валерий Драганов - в прошлом председатель ГТК, отдавший 30 лет жизни службе в таможенных органах. Но сегодня Валерий Драганов уверяет, что он всегда был сторонником либерализации таможенного режима и неоднократно выходил на руководство страны с соответствующими предложениями.

Новый Таможенный кодекс - лишь первый этап таможенной реформы, план которой разработан в бюджетном комитете Думы. Предполагается, что новый кодекс примут летом и с 1 января 2004 года он вступит в силу. Следующий год депутаты отдадут реформированию таможенного тарифа. Импортные пошлины должны стать более дифференцированными, а экспортные - отменены вообще. Затем придет черед для перемен в Таможенной службе и таможенном администрировании.

Опыт административных реформ в России показывает, что законы не в силах сдержать бюрократию. Законы могут ограничивать количество документов и вводить сжатые сроки их рассмотрения. Но госучреждения склонны нарушать закон, требовать дополнительных справок и затягивать сроки. Каждая новая реформа заставляет нас затаив дыхание надеяться: наконец-то начинается новая жизнь, все изменится! И каждый раз дело оборачивается сменой вывесок и введением новых справок.

Впрочем, о реализации закона говорить еще рано. Пока бои за дебюрократизацию предстоят на парламентском поле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2090
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1345
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1000
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1310

Другие новости