Вчера "НГ" рассказала о съезде партии "Союз", которая получила шанс поднять свой рейтинг, пригласив на посты председателя и сопредседателя партии главного редактора газеты "Завтра" Александра Проханова и депутата Госдумы Виктора Алксниса. К сожалению, газета была отправлена в типографию раньше, чем съезд приступил к выборам руководящих парторганов. А выборы прошли не совсем так, как предполагал оргкомитет съезда, а с его подачи - и корреспондент "НГ". Позже выяснилось, что депутат Алкснис отказался баллотироваться в сопредседатели "Союза" и убыл со съезда, не дожидаясь голосования. Проханов отъехал чуть позже, но вопрос о его месте в партии тоже остался неясным. Так, в информации, переданной в "НГ" из аппарата партии, сообщается: "А.Проханов избран председателем Наблюдательного политического совета (политсовета) партии". Между тем из других источников поступали сведения о том, что роман редактора-патриота с идейно близкой партией все-таки не сложился - то ли организаторы съезда не доработали, то ли званого гостя что-то не устроило. Корреспондент "НГ" обратился за разъяснениями к главному герою этой интриги. В интервью по телефону Александр Проханов сказал:
- Дело обстояло иначе. Ваш покорный слуга и мой друг Виктор Алкснис были приглашены на съезд этой партии - партии, которой мы симпатизируем, которая известна своим патриотическим устремлением. Мы были тепло приняты и выступали на этом съезде в качестве гостей, предлагая молодым патриотам нашу посильную помощь, если они в ней будут нуждаться. Мы готовы с ними тесно взаимодействовать на идеологическом, моральном уровне. При этом входить в какие-либо политические структуры, тем более в роли председателя или сопредседателя партии мы не собирались, и, слава богу, мы там не утверждены в этом качестве. Я являюсь сопредседателем Народно-патриотического союза России, и меня эта роль вполне устраивает. Я даже перегружен теми делами, которые на меня там возлагают. В вашей вчерашней публикации есть несколько здравых утверждений. Действительно, кризис в НПСР, который сейчас разрастается, по-видимому, сужает политические возможности нашей красно-левой группировки. В этой ситуации создание второй патриотической колонны становится актуальным. Но решение о том, нужно ли ее создавать и какая организация будет базовой для этой второй колонны, конечно, должны принять мы все сообща. Никакой самодеятельности здесь быть не может.
- Выходит, те недвусмысленные предложения, что вам делали на съезде, были для вас полной неожиданностью?
- На протяжении нескольких лет мне делали множество подобных предложений, может быть, даже более лестных. Просто я по своей конституции человек другого склада. Публичная политика - это ведь особая процедура, а я, например, не могу сидеть в президиуме больше 40 минут. После этого меня тянет в бар, выпить рюмочку. Или поехать покрутиться на каруселях.
- Есть непроверенный слух, будто от "Союза" вас в последний момент отговорил Геннадий Зюганов...
- Что значит "в последний момент"? Эту проблему передо мной поставили впервые, наверное, месяца три назад. И я, и Зюганов, думаю, узнали об этом одновременно. Но вопрос не обсуждался глубоко, потому что он меня глубоко и не задевал. Хотя, повторяю, когда была сформулирована концепция нескольких колонн, я был у истоков этой концепции.
- Возможно ли, что вы еще передумаете и придете в "Союз"?
- Нет, это невозможно. Во-первых, я убежден, что мои товарищи, в том числе и Зюганов, не захотят этого. А во-вторых, я уже говорил, что не люблю сидеть в президиумах.