Параллельно с наращиванием своего военного присутствия в Персидском заливе США обвиняют Иран в развитии военной ядерной программы. Такая постановка вопроса в принципе неверна и гиперболизирована. Подобного рода пропаганда не отличается новизной. США выдвинули против нас эти абсурдные обвинения, преследуя свои политические цели, и не могут привести в подтверждение сколько-нибудь логичных доказательств. Другое дело, что причина всей этой шумихи заключается в желании Вашингтона обеспечить свои экономические интересы в нашем регионе и вытеснить своего конкурента - Россию - из сферы международного сотрудничества в области ядерных технологий.
Российская Федерация и Исламская Республика Иран неоднократно подчеркивали, что наше сотрудничество в области строительства АЭС полностью соответствует принципам международного законодательства в вопросах энергетики и преследует сугубо мирные цели. К тому же мы тесно сотрудничаем с МАГАТЭ и являемся принципиальными противниками создания и использования оружия массового уничтожения. В ближайшее время ожидается визит в Иран директора МАГАТЭ Мохамеда Эль Барадея. Нашей стране в течение восьмилетней войны с Ираком был нанесен огромный ущерб именно подобным оружием. Судя по документам, представленным Багдадом в ООН, арсеналы ОМУ были переданы Ираку главным образом государствами, проводящими политику "двойных стандартов".
Мы можем задать вопрос: почему США перед лицом серьезной угрозы, которую представляет не только для нашего региона, но и для всего мира ядерная программа Израиля, накопившего порядка 300 атомных боеголовок и не подчиняющегося абсолютно никакому международному контролю, молчаливо покровительствуют израильскому режиму? Необходимо учитывать, что последний заинтересован в крайней дестабилизации ситуации в регионе в связи с иракским кризисом, отвлекая внимание международного сообщества от своих ежедневных преступлений против народа Палестины и получая таким образом удобный предлог для продолжения собственной оккупационной политики.
Мы же заинтересованы в том, чтобы кризис вокруг Ирака был разрешен мирным путем. С иранской точки зрения в этом направлении необходимо действовать в рамках международного права, избегая дальнейшего роста военной опасности. Мы являемся решительными противниками любой вооруженной акции, направленной против какой-либо страны. Соответствующим образом нами трактуется и оценивается возможность нападения США на Ирак. По дипломатическим каналам Иран будет предпринимать все необходимые усилия, чтобы не допустить проведения такой акции.
Двусторонние контакты и переговоры Исламской Республики Иран с иракскими властями являются делом вполне естественным. Благодаря принятию СБ ООН резолюции # 598 от 20 июля 1987 г. удалось добиться прекращения войны, навязанной нам иракским режимом. За прошедшие годы путем переговоров мы стремились достичь полной реализации положений этой резолюции. В рамках переговоров с Багдадом продолжают обсуждаться некоторые пункты, оставшиеся невыполненными с конца 80-х годов, включая вопрос о репарациях, проблему военнопленных и т.д.
Мы также ведем диалог о создании на ирано-иракской границе пункта двусторонней торговли под контролем ООН. Если Ирак пообещает выполнить все свои международные обязательства, то это будет способствовать решению всех послевоенных проблем в наших отношениях.
Абсолютно ясно, что иракский режим в прошлом нанес сильнейший удар по нашей стране, пользуясь покровительством США и прямыми подсказками г-на Рамсфелда, занимавшего в администрации Рональда Рейгана пост спецпосланника на Ближнем Востоке. При этом мы полагаем, что Ираку нельзя навязывать извне правящий строй, а тем более назначать правительство по результатам военной акции. Лишь сам иракский народ в лице представителей различных национальностей и национальных групп имеет право определять форму власти и избирать своего руководителя. Еще один важный момент, который подчеркивают Исламская Республика Иран и другие соседи Ирака, - необходимость сохранения территориальной целостности этой страны.
Наш диалог с иракскими властями не означает одобрения позиции Багдада. В сегодняшнем кризисе мы не поддерживаем ни иракский режим, ни США. В этом кризисе мы нейтральны, но не безразличны. Мы подчеркиваем, что война не является логическим выходом для решения региональных проблем, она лишь приведет регион и мир в целом к новой нестабильности и разрушению системы международной безопасности.
Нередко в экспертных оценках можно найти утверждения, что после Ирака наступит очередь Ирана. Однако в своем анализе мы не допускаем подобного варианта развития событий. Гарантиями нашей безопасности являются прочное внутреннее положение страны, высокий международный статус Ирана, поддержка мирового общественного мнения и, наконец, сила и мощь нашей страны. Хотя, конечно, новая доктрина США, основанная на упреждающих операциях, сформулирована таким образом, что американцы оставляют за собой право без всяких прелюдий подвергнуть нападению любую страну.
Недавно в различных мировых СМИ сообщалось, что лидер одной из курдских партий Джаляль Талабани якобы привез в Тегеран послание от американцев, в котором говорится, что США в иракском вопросе не таят никаких зловещих замыслов в отношении Ирана и что при желании наше государство, мол, может получить необходимые гарантии. Однако я должен сказать, что у г-на Талабани вообще не было никакого послания. Он приезжал в Тегеран по собственной инициативе в рамках проведения диалога с руководством нашей страны.