Еще несколько лет назад на вопрос "Граница на замке?", который за годы службы задают каждому пограничнику, мне, по совести говоря, было стыдно давать утвердительный ответ, даже в шутку. Сегодня же я могу утверждать, что в России уже есть понимание того, что именно граница является первым и весьма эффективным барьером, который защищает нас с вами. И не только барьером, но и инструментом в борьбе с известными угрозами современного мира.
Свое понимание значения границы государство подкрепляет конкретными делами. Кстати, европейские страны - и это я наблюдаю в ходе своих зарубежных поездок, - заботясь об экономическом, культурном и других видах сотрудничества, практически все совершенствуют системы охраны своих рубежей. При том что декларируется принцип единой Европы, пограничный режим ужесточается, ведутся работы по развитию инфраструктуры и техническому переоснащению, развиваются многопрофильные службы. Это характерно, скажем, для Норвегии и Финляндии, Польши. Или, например, Германия. Все ее сухопутные границы располагаются теперь внутри Евросоюза, но она не упразднила, как ожидалось, свою пограничную структуру, переориентировала ее на сопровождение опасных грузов и особо важных объектов.
В России своя пограничная ситуация: Чечня, широкий размах контрабанды, в том числе наркотики, оружие, драгоценные и цветные металлы, нелегальная миграция, незаконный вывоз различных видов сырья, браконьерство. И, как показывают экспертные исследования, снижения напряженности на границе в ближайшие 5-10 лет не ожидается.
Из всего этого следует, что границу надо укреплять в оперативном режиме. Увы, возможности России не позволяют ей сегодня заняться обустройством своих рубежей так, чтобы они могли соответствовать тому статусу, который мы определяем для нашей страны. Если говорить о бюджете РФ 2003 г., то расходы на Федеральную погранслужбу предусматриваются в сумме чуть более 24 млрд. рублей, что составляет около 70% от минимальной потребности. И это при том, что по поручению президента правительство в этом году планирует профинансировать Пограничную службу максимально полно. В то же время радует тот факт, что федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 гг.)" включена в перечень для финансирования с 2003 г.
Общая потребность в финансировании всего комплекса мер по обустройству госграницы на период до 2010 г. составляет, по оценке экспертов, 203,2 млрд. руб. Иными словами, в идеале в течение восьми лет ежегодно надо вкладывать в границу в среднем по 20 и более миллиардов. А расчетные ассигнования на эту целевую программу значительно сокращены и не превышают, к сожалению, 25-30% от того, что необходимо.
Правда, этих средств может хватить для обустройства особо важных направлений. И первое из них уже выбрано - это Кавказ. Сейчас на столе у президента Владимира Путина находятся разработанные по его поручению ФПС, Генштабом, ФСБ и другими ведомствами проекты указа и комплексного плана усиления охраны государственной границы в Северо-Кавказском регионе на 2003-2006 гг. Но уже в декабре первые 527,6 млн. руб. в рамках реализации этого плана поступили на счета ФПС России. Работа предстоит значительная.
Я уже упоминал федеральную программу, по которой в этом году нам выделяется 800 млн. руб. Мы решили их не распылять, а по максимуму обустроить именно российско-грузинский и российско-азербайджанский участки границы. Разумное использование этих средств может, на мой взгляд, дать старт к реальному изменению облика всей российской границы.
Почему именно Кавказ, думаю, ясно каждому. Сегодня это одно из тех направлений, где уровень и концентрация угроз российским интересам и безопасности в пограничной сфере больше, чем где бы то ни было. В прошлом году, если не считать традиционный наркотрафик на таджикско-афганской границе, здесь сохранялась наиболее сложная обстановка.
Достаточно напомнить о пресечении в конце июля - начале августа в Керигойском ущелье попытки прорыва на российскую территорию группы боевиков общей численностью до 60 человек. Банда тогда была разгромлена усилиями пограничников и подразделений Минобороны.
В целом же в результате активных разведывательно-боевых действий созданной в этом регионе группировки в 2002 г. уничтожено более 60 базовых лагерей, опорных пунктов, различных укрытий и тайников боевиков, обнаружено немалое количество огнестрельного оружия и различных боеприпасов.
Сейчас 81,4 км чеченского участка российско-грузинской границы полностью контролируют пограничники Аргунского отряда - самого многочисленного и по многим параметрам лучше других оснащенного в Пограничной службе России. Надеюсь, что стабилизации обстановки на российско-грузинской границе будет способствовать и подписанный в октябре 2002 г. в Ереване мной и руководителем грузинского погранведомства генерал-лейтенантом Валерием Чхеидзе протокол, которым определен комплекс совместных мер по усилению охраны данного участка. Правда, работа по определению механизмов его реализации пока продолжается. Но уже на конец февраля в Каспийске намечены совместные командно-штабные учения российских, грузинских и азербайджанских пограничников.
При этом руководство страны справедливо требует от нас более качественного решения задач на Кавказе по изоляции зоны конфликта, вскрытию и пресечению каналов поступления наемников, финансовой и материально-технической помощи из-за рубежа. Поэтому в этом году мы планируем активно участвовать в организации многостороннего сотрудничества по пограничным вопросам государств Каспийского моря. В свете активизации борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия перед нами стоит задача по международно-договорному обеспечению проведения совместных с Азербайджаном и Казахстаном учений на Каспии в апреле 2003 г.