В распоряжении "НГ" оказался проект Конституционного акта Союзного государства, в понедельник одобренный рабочей комиссией Парламентского собрания Союза России и Белоруссии.
Как отметили сопредседатели комиссии Геннадий Селезнев и его минский коллега Владимир Попов, проект доведен до той степени готовности, когда его можно представлять президентам обоих государств и выносить на обсуждение Высшего госсовета Союза (это предполагается сделать уже в марте).
Итак, сегодня уже можно определенно судить о том, на какой модели интеграции остановили свой выбор законодатели обоих государств. Красноречиво название подготовленного двухсторонней комиссией документа - "Конституционный акт Союзного государства". Речь, таким образом, идет о едином государстве. Разработчики не дают ему "имени собственного", но оснащают всеми атрибутами государственности. Это новообразование будет располагать суверенной территорией, включающей территории РФ и Белоруссии, у него будут единая валюта и единый центр ее эмиссии, единое гражданство, унифицированное законодательство, органы управления этого государства будут пользоваться одним "рабочим языком" - русским.
Правда, в том же проекте (ст. 2) говорится: "субъекты Союзного государства сохраняют с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, международные правосубъектность и правоспособность..." В общем контексте эта декларация выглядит жестом политической вежливости. Поскольку суверенитет обоих субъектов заканчивается там, где начинается область "добровольно переданных Союзному государству полномочий", интересен перечень этих полномочий - он изложен в ст. 32.
К исключительному ведению Союзного государства относятся: "единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика", "единые правила конкуренции и защиты прав потребителей", "единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран", "единое законодательство об иностранных инвестициях", "функционирование региональной группировки войск", "статистический и бухгалтерский учет" и др.
Следующая статья проекта определяет область совместной компетенции субъектов проектируемого государства. Она тоже весьма пространна. И включает, в частности, "взаимодействие в сфере внешней политики", "оборонную политику", "международное сотрудничество по военным и пограничным вопросам", "развитие науки, образования, культуры", "вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования" и т.д.
Затем следует ст. 34 - самая лапидарная в этой главе. Здесь разработчикам надо было указать, "какие предметы ведения" остаются в исключительной собственности каждого из объединившихся государств. Авторы проекта поступают очень просто: субъекты союза независимы и полноправны во всем, что не перечислено в двух предыдущих статьях. Что бы это могло быть - представить довольно трудно. Во всяком случае, за пределами этих перечней не осталось ничего, что принято считать атрибутами государственного суверенитета.
Итак, разработчики проекта "построили" федеративное государство "матрешечного типа" (Белоруссия входит "одним куском", а в РФ вложено еще 89 субъектов Федерации).
В составе рабочей комиссии, готовившей этот акт, есть вместе с тем и сторонники конфедеративной модели объединения. В основном это представители Белоруссии. Комиссия уступила их настояниям, взявшись за конструирование органов власти Союзного государства. В результате к применению рекомендован не принятый в "нормальных" федерациях принцип формирования высших органов управления: вместо прямого избрания парламента и высших должностных лиц предусматривается процедура делегирования. Так, двухпалатный союзный парламент будет состоять из депутаций, делегированных национальными парламентами. Обязанности председателя Высшего государственного совета (в другом варианте - президента) Союзного государства предстоит поочередно исполнять главам России и Белоруссии. Одна из моделей может выглядеть так: Александр Лукашенко - президент Союзного государства, Владимир Путин - вице-президент. Затем они меняются местами. На тех же конфедералистских основаниях формируется и действует и Совет министров Союзного государства.
Как можно было понять из пояснений Геннадия Селезнева, "элементы конфедерализма" как раз и являются предметом разногласий среди авторов Конституционного акта. Для белорусской стороны эти элементы - последний бастион национального суверенитета. Если сдать его, тогда интеграция России и Белоруссии обретет вид "интеграции Белоруссии в Россию". Московских же экспертов смущает явная нелепость конфедералистских "заморочек" при том разделении предметов ведения, о котором разработчики договорились выше. Принцип делегирования, принятый для комплектования институтов власти, предполагает, что национальные органы обладают большей компетенцией, большим объемом полномочий, чем союзные. В данном же случае все "ровно наоборот". Практически вся полнота власти - у институтов Союзного государства, а формируют эти институты мало что решающие национальные органы управления. Общеизвестный порок такого разведения функций - тотальная безответственность всей управленческой иерархии.