- Александр Богданович, решено ли, какие должны быть зарплаты у чиновников, чтобы искоренить мздоимство? Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предлагал установить в высших властных структурах оклады в несколько тысяч долларов. Другой вопрос - должны ли впредь распространяться привилегии чиновников на членов их семей?
- У нас не было задачи уже в первом законе дать исчерпывающие ответы на эти вопросы. Закон создает только предпосылки к выстраиванию стройной системы госслужбы, обозначает общие правила. Но буквально на этой неделе рабочая группа рассмотрит проект нового Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". В нем достаточно детально будет прописано многое из того, что вас интересует. В том числе и социальный статус госслужащих, характер контракта, регулирование прохождения службы.
Но хочу заметить, вы употребили слово "привилегии", а с точки зрения действующего законодательства этот термин неправомерен. Можно говорить о социальных гарантиях госслужащим. Но привилегированных каст у нас не должно быть - это запрещено Конституцией.
- Но как не назвать привилегией назначение минимальной пенсии депутату Госдумы в 6 тысяч рублей, если учесть те крохи, что получает основная масса пенсионеров?
- Это на совести депутатов, которые сами приняли такие нормативы. Но я бы добивался устранения этой несправедливости не снижением размера пенсий депутатам, а подтягиванием до их уровня пенсий остальных людей.
- Пока внесен лишь один из необходимых законов по реформе властных структур. Существует ли общая концепция реформирования этой сферы? Какие законы будут внесены дополнительно?
- Да, общая концепция существует - президент утвердил ее еще 15 августа 2001 года. Затем, в ее развитие, 19 ноября прошлого года была утверждена федеральная программа реформы и ее основные этапы. Создана комиссия во главе с премьером Михаилом Касьяновым. Ее рабочий орган, межведомственную группу, возглавляет первый замглавы администрации президента Дмитрий Медведев. Первый закон, который мы уже внесли, создает правовую базу и определяет единые параметры, принципы прохождения государственной службы.
- Обеспеченность госслужащих традиционно выше остальных работников бюджетной сферы. В этом смысле многих граждан волнует, какие категории служащих в дальнейшем отнесут к государственным.
- При обсуждении этого закона, конечно, была дискуссия: как правильно и надо ли вообще разделять понятия "государственный служащий" и "бюджетник". Ставился вопрос о выравнивании положения этих двух категорий. Кстати, во многих западных странах все работники, получающие зарплату из бюджета, считаются госслужащими. Можем ли мы законодательно приравнять учителей, врачей, работников социальной сферы к чиновникам? Соответствующую правовую конструкцию создать, наверное, можно. Но с точки зрения реального решения вопросов оплаты труда, социального обеспечения всех работающих на бюджетной основе таких возможностей у государства нет. Кроме того, мы должны понимать, что для госслужащего закон устанавливает кроме неких гарантий еще и очень серьезные ограничения. Так вот, придание этого статуса работникам бюджетной сферы означало бы и распространение ограничений. То есть врачи и учителя, если их приравнять к чиновникам, будут, например, лишены возможности совместительства, работы в коммерческих структурах. Вряд ли их самих это устроит.
- По сей день сохраняется практика, когда каждое ведомство само пишет для себя инструкции и само следит за их исполнением. Кроме того, многие чиновники являются членами советов директоров различных корпораций, что прямо подталкивает их к написанию лоббистских подзаконных актов. Решает ли реформа эту проблему?
- Эта проблема решается в нескольких аспектах. С одной стороны, повышается качество самих законов - они должны быть в достаточной степени детальны. Необходимо, чтобы это были акты прямого действия, не требовали дополнительных документов. Хотя вообще избежать подзаконного регулирования невозможно. Поэтому здесь вырастает роль Министерства юстиции: в последнее время мы более ответственно и активно реализуем наши полномочия по государственной регистрации подзаконных нормативных актов. Такой регистрации подлежат все ведомственные акты, которые касаются статуса организации, прав и свобод человека. О качестве нашей работы говорит такой показатель: в прошлом году в судебном порядке признано частично или полностью недействительными только немногим более одного процента актов, прошедших регистрацию в Минюсте. Но есть и третий аспект. Чтобы было меньше произвола (я бы это назвал административным люфтом), необходимо создание должностных регламентов - административных установлений и процедур, которые до минимума сократят возможность для различных манипуляций. Здесь еще остается большое поле для законотворчества. Вообще мы должны иметь в виду целый комплекс реформаторских действий. Это и воспитание новой когорты современных чиновников, понимающих свою роль и ответственность перед обществом, и создание социальных и материальных предпосылок для их деятельности.
- Как технически перенаправить энергию госслужащих из тех областей, где можно поживиться, например, в среднем и малом бизнесе, на решение других, менее "хлебных", но жизненно важных вопросов? Скажем, помощь сиротам, решение острых жилищно-коммунальных проблем.
- Во многом проблема взаимоотношения чиновников с представителями малого и среднего бизнеса решена изменениями в налоговой системе, ставшей более упрощенной. Новое налоговое законодательство значительно сузило возможности чиновника для произвола.
- В последние годы госструктуры стали гораздо менее прозрачными, более закрытыми для прессы, чем при Ельцине. Решается ли эта проблема в ваших законах?
- Открытость, доступность общественному контролю, объективное информирование о деятельности властных структур - это незыблемые принципы функционирования госслужбы. И в Законе "О государственной гражданской службе РФ" обязательно будут предусмотрены соответствующие механизмы. Сейчас по линии правительства разрабатываются конкретные документы, которые обеспечат необходимую прозрачность работы чиновников. Конечно же, надо понимать, что обязательно будут соблюдены конституционные принципы защиты государственной и коммерческой тайны, личной жизни гражданина. То есть открытость не должна иметь тотальный характер.
- За три года реформаторы госслужбы планируют "освоить" более 539 миллионов рублей, из которых 296 миллионов должно быть направлено на "научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность", а 243 миллиона - на "прочие нужды". Откуда взялись эти цифры?
- Эти цифры буквально до копейки просчитаны Министерством финансов. И все расходы, в том числе "прочие нужды", будут отражены в соответствующих бюджетных статьях. Это очень небольшие затраты. Но на сегодняшний день государство не может позволить себе большего.