В воскресенье Владимир Путин едет в Волгоград на празднование 60-летия Сталинградской битвы, чтобы там еще раз объявить о неустанной заботе федеральной власти о ветеранах войны. Однако волгоградские торжества не будут для президента простыми - именно там ему, видимо, придется дать конкретный ответ на прямой вопрос о целесообразности возвращения городу того имени, под которым он вошел в мировую историю.
В середине декабря для Путина состоялась своего рода генеральная репетиция такого ответа. На своей "всенародной" пресс-конференции он ответил достаточно уклончиво, объяснив, что переименование городов - это компетенция местных органов представительной власти и федерального парламента. Впрочем, глава государства сказал несколько слов и о самой сути проблемы - превращении Волгограда обратно в Сталинград. Путин заметил, что возвращение прежнего имени "породило бы какие-то подозрения в том, что мы возвращаемся к временам сталинизма". Президент признался: "Я не уверен, что это пошло бы на пользу всем нам". Но затем еще раз повторил, что окончательное решение остается за Федеральным собранием.
В ответе президента содержалось столь очевидное указание на правильный способ действия, что им, конечно, не преминули воспользоваться. Первым на подсказку отреагировал депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов. В середине января он внес проект закона о переименовании Волгограда - административного центра Волгоградской области - в Сталинград. Заметим, что еще раньше свои предложения в Москву направили местные законодатели, но были вынуждены их отозвать и переписать. Они предлагали отменить решение Президиума Верховного Совета РСФСР от ноября 1961 года о появлении на карте страны Волгоградской области. Однако юристы с Охотного Ряда объяснили волжанам, что таким образом изменить название всего субъекта РФ невозможно - для этого нужно принять специальный конституционный закон.
Но и митрофановский проект пребывал в Думе недолго. Он был возвращен автору в связи с тем, что к нему не прилагалось заключение правительства, которое положено получить на любой проект, предусматривающий расходы из федерального бюджета. Впрочем, это могло быть лишь предлогом. Похоже, думское начальство просто решило, что солиднее будет выглядеть не инициатива Митрофанова, а заявка самих волжан. И действительно, уже 21 января она поступила повторно, причем тезисы областных депутатов фактически слово в слово повторяли митрофановские.
Волгоградцы ссылаются на положительное мнение огромного числа общественных организаций, примерно 50 миллионов человек по всему миру и на то, что "с именем Сталинград деловые круги страны обретут всемирно известную торговую марку (брэнд), которая с лихвой окупит все расходы, связанные с восстановлением исторической справедливости". Впрочем, ссылка на население не совсем корректна. По последним данным ВЦИОМа, 52% россиян против возвращения городу на Волге имени Сталина, и только 31% населения эту идею поддерживают.
Депутаты уже приступили к кулуарному обсуждению данной проблемы. Мнение и сторонников, и противников волгоградской инициативы примерно одинаково - все они не верят в то, что законопроект имеет шансы быть принятым Думой без определенного импульса со стороны. И представители "ЯБЛОКА", и активисты фракции КПРФ, которые придерживаются противоположных точек зрения, тем не менее не верят в возможность того, что Владимир Путин согласится с заменой Волгограда на Сталинград. Зампред "ЯБЛОКА" Сергей Иваненко считает, что президент не станет портить свой имидж перед западными лидерами, да и внутриполитическая ситуация не позволит ему "отстоять Сталинград", даже если он этого действительно захочет. Эти же слова фактически слово в слово повторил корреспонденту "НГ" и заместитель лидера КПРФ Иван Мельников. Он, правда, полагает, что глава государства свой выбор - и не в пользу Сталинграда - уже сделал, тогда как Иваненко в этом не уверен.
Ситуацию со Сталинградом на Охотном Ряду охотно комментируют представители только тех фракций, чье отношение к соответствующему законопроекту уже определилось окончательно. А вот думские центристы пока помалкивают. Наверное, это связано с тем, что в Кремле окончательного решения не принято. Это видно из осторожных высказываний помощника президента Сергея Ястржембского: "Сам факт, что мы отмечаем юбилей одной из самых судьбоносных битв Второй мировой войны, не означает зеленый свет процессу переименования города".
Официальное заявление Председателя Исполкома Народно-патриотического союза России Г.Ю. Семигина
В последнее время в различных средствах массовой информации широко обсуждается вопрос о положении дел в Народно-патриотическом союзе России. Исполнительный комитет НПСР уже сделал в связи с этим два официальных заявления.
Приветствуя широкий обмен мнениями и относясь с пониманием к различным точкам зрения, нельзя не отметить, что в целом ряде СМИ сознательно публикуется недостоверная и искаженная информация о ситуации в НПСР. В результате чего, к глубокому сожалению, с некоторыми журналистами и изданиями приходится разговаривать на языке судебных исков вне зависимости от их политической ориентации.
В то же время Исполком НПСР и я, как его Председатель, всегда готовы к открытому, честному диалогу с представителями любых средств массовой информации. Пресс-служба Исполнительного комитета НПСР готова предоставлять журналистам полную, оперативную и достоверную информацию, касающуюся любых вопросов деятельности НПСР.
Председатель Исполкома НПСР и члены Исполкома никогда не являлись представителями ничьих интересов в НПСР, кроме интересов общественных объединений, входящих в Союз.
Сделанные в ряде СМИ предположения о возможном влиянии на деятельность Исполкома со стороны Кремля не имеют под собой никаких серьезных оснований.
Еще более абсурдными выглядят утверждения о влиянии на Председателя и членов Исполкома НПСР со стороны г-на Березовского. В своем официальном заявлении в сентябре 2002 года Исполнительный комитет НПСР ясно высказал свою позицию по данному вопросу. С удовлетворением отмечаю, что мне ни разу не приходилось общаться с г-ном Березовским и тем более, решать с ним какие-либо вопросы.
Ни Председателя Исполкома НПСР, ни членов Исполкома не связывают никакие финансовые взаимоотношения ни с Кремлем, ни с Березовским, ни с другими подобными ему лицами. Действуя в рамках российского законодательства и Устава НПСР, Исполком располагает всеми необходимыми ресурсами для решения любой из задач, стоящих перед Народно-патриотическим союзом России.
Народно-патриотический союз России остается открытым для совместной деятельности со всеми организациями и гражданами Российской Федерации, которых по-настоящему заботят интересы российского народа и государства.
Пресс-служба Исполкома НПСР
30 января 2003 года