За полтора года, что действует Закон "О политических партиях", количество организаций, претендующих на участие во власти, сократилось совсем незначительно. Это было отмечено вчера на заседании коллегии Министерства юстиции РФ. Как доложил замминистра Евгений Сидоренко, в реестре Минюста уже числится 50 общероссийских партий, еще 25 готовят документы для регистрации. Поскольку в выборах 1999 года тем или иным образом участвовали 64 общественно-политических объединений, ясно, что "предотвратить политическую атомизацию общества" не удалось.
На "атомизацию" пожаловался выступавший на коллегии замначальника Главного управления внутренней политики администрации президента Леонид Ивлев. При этом он особо подчеркнул, что складывающийся ассортимент партий не только чересчур велик, но и политически дефективен. "Из тех, что уже получили право участвовать в выборах, лишь две-три по-настоящему оппозиционные партии, а остальные располагаются в политическом центре", - с сожалением отметил представитель президентской администрации. Переизбыток центристских партий, по его прогнозу, приведет к тому, что на выборах они "будут толкаться локтями и наберут по полтора-два процента", то есть помешают "Единой России" собрать бюллетени лояльных избирателей в одну корзину. Между тем протестные голоса почти целиком достанутся Компартии, электорат которой "атомизировать" практически некому. "Это, конечно, не юридический вопрос", - оговорился Леонид Ивлев, но на всякий случай порекомендовал Минюсту повнимательнее относиться к процедуре регистрации партий.
При этих словах министерские чиновники начали переглядываться, пытаясь, видимо, расшифровать сокровенный смысл "кремлевского послания". Если дефицит оппозиционности признан крупным недостатком, тогда министерство напрасно сопротивлялось регистрации "Либеральной России" и РКРП, без нужды преследовало лимоновских "нацболов", а теперь добивается закрытия Национально-державной партии. Выходит, такого рода организации надо поощрять, а не гнобить?
Времени серьезно поправить политический спектр у Минюста почти что не осталось. Скоро министерство должно будет представить Центризбиркому окончательный перечень партий, допущенных к участию в парламентских выборах. При составлении перечня в принципе можно "прополоть" центристский сектор, избавив "Единую Россию" от некоторых конкурентов, но это дело довольно рискованное. Партия, не попавшая в этот перечень, может организовать судебную тяжбу, после которой придется отменять результаты выборов. Чтобы подстраховаться от таких неприятностей, член ЦИКа Дубровина предложила Минюсту делиться с комиссией копиями регистрационных документов. "Вы хотите нас перепроверять? - обиделся министр Юрий Чайка. - У нас же тоже специалисты работают..."
В том, что подчиненные Чайки - специалисты своего дела, никто из приглашенных на коллегию не усомнился.