Эти дни в Кремле проходят под знаком Госсовета. На повестке - наиболее актуальные с точки зрения российских губернаторов, вопросы международной политики. Вчера на совместной пресс-конференции с главой МИДа Игорем Ивановым свою точку зрения изложил лидер Северной Осетии Александр Дзасохов, возглавляющий в Госсовете рабочую группу по международным вопросам. Ближе к вечеру в Кремле собрались семь региональных лидеров, входящих в президиум этого "клуба губернаторов": они делились мыслями на заявленную тему с Владимиром Путиным. А к сегодняшнему утру в Первопрестольную съехались уже все начальники губерний, чтобы совместными усилиями выработать новейший внешнеполитический курс страны.
Тема, конечно, очень широкая. Так что губернаторы предпочитают говорить о более конкретных вещах - о том, что относится к их непосредственной компетенции. Из предложений, присланных в рабочую группу Госсовета, следует, что больше всего региональных лидеров волнуют приграничные проблемы: территориальные споры, незаконная миграция, браконьерство и таможенные барьеры. При этом губернаторы исходят зачастую из прямо противоположных установок: одни предлагают ставить заслон на пути экспансии извне, а другие, напротив, ратуют за активизацию сотрудничества и международную кооперацию.
Так, чукотские власти поднимают уже скандально известную тему неразрешенного спора с Америкой вокруг Берингова пролива. Прочим дальневосточным начальникам не дают покоя браконьеры из Японии, Китая и двух Корей. Смоленские власти интересуются, когда же наконец прояснится ситуация с таможенным и налоговым режимом пересечения грузов через российско-белорусскую границу. Вообще все хором выступают за ускорение кооперации со странами СНГ, хотя российским экспортерам эта тема пока не близка: за последние пять лет экспорт в ближнее зарубежье увеличился лишь на 2,5 процента, а в дальнее зарубежье на 72,3 процента - такова статистика рабочей группы под управлением Дзасохова. Кстати, замом руководителя этой группы не случайно является генерал и депутат Андрей Кокошин: темы борьбы с терроризмом и международной безопасности - также в числе приоритетных.
Глава другой группы, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, прорабатывает транспортные проблемы. Выступая вчера на пресс-конференции на Старой площади, губернатор заявил, что интеграция России в мировой рынок невозможна без мощного экспорта транспортных услуг. По мнению Толоконского, стремительно растущую внешнюю торговлю тормозит отсутствие системной модернизации морских портов, коммуникаций наземного транспорта и трубопроводов. "В отличие от других стран транспорт в России - больше, чем транспорт, - заявил сибирский лидер. - Это вопрос выживания на определенных территориях. Вплоть до того, что неизвестно, кто в будущем будет населять Дальний Восток - мы или китайцы".
Идеи Толоконского горячо поддержал министр транспорта РФ Сергей Франк, который призвал принять национальную программу транспортного развития до 2025 года: "Мы не можем менять стратегию через каждые несколько лет. Необходима стратегия, например, выбранная в свое время голландцами: "Из пункта А - в лучшую жизнь". Но при решении столь глобальной задачи мы непременно столкнемся с вопросом финансирования. И здесь нужно смелее привлекать не только отечественных, но и зарубежных инвесторов. Американцы или французы, вложив свои деньги в строительство на нашей территории, дорогу с собой не заберут".