В эти дни, несмотря на все заверения Пакистана о своей борьбе с трансграничным терроризмом, деятельность исламистских боевиков на индийской территории получила новое развитие. Все большее число людей становятся жертвами террористических атак в штатах Гуджарат и Джамму и Кашмир. Индийским политикам трудно понять, почему международное сообщество не реагирует адекватно на подобные события.
В течение последних 15 лет более 60 тыс. индийцев стали жертвами террористической войны на своей территории. Если террористическая деятельность против Индии с территории Пакистана не прекратится, правительство в Дели под давлением общественности будет вынуждено прибегнуть к "hot pursuit" ("чрезвычайным действиям"). В таком случае у мирового сообщества уже не будет повода обвинять в чем-либо Индию, которая обязана защитить свой народ и суверенитет всеми необходимыми средствами. К тому же все большее число индийцев задают вопрос: если США с расстояния 10 тыс. км имеют право применить в Афганистане военную силу для того, чтобы наказать террористов "Аль-Каиды", участие которой в террористической атаке на Нью-Йорк и Вашингтон еще не доказано, почему Индия не может применить силу против террористических баз в Пакистане?
Однако, если Индия начнет подготовку к реальному применению силы, мировые СМИ наверняка заявят, что Южная Азия находится на грани ядерной войны, как это произошло после нападения на индийский парламент чуть более года назад. 13 декабря 2001 года террористы, апеллировавшие к поддержке Пакистана, напали на индийский парламент с целью уничтожения основной части руководства Индии, которое должно было в тот день участвовать в заседании Законодательного собрания. После этого Индия начала наращивать военный контингент на границе, для того чтобы оказать давление на пакистанское руководство с целью ликвидации террористических баз в этой стране. В то время многие СМИ, включая российские, заговорили о "грядущей ядерной войне между Индией и Пакистаном". Пакистан на тот момент выиграл в информационной войне против Индии. Внимание мирового общественного мнения переключилось с проблемы трансграничного терроризма на угрозу ядерного конфликта. Это вызвало давление мирового сообщества на Индию, сопровождавшееся призывами к Дели "проявлять выдержку".
Индия в одностороннем порядке объявила мораторий на ядерные испытания и официально заявила о неприменении ядерного оружия первой. До недавних пор ядерное оружие было средством сдерживания. Однако заявление Пакистана о возможном использовании ядерного оружия "в ответ на индийскую атаку" сделало его первым государством, которое угрожает применить это страшное средство. Получается, что теперь Пакистан безнаказанно использует трансграничный терроризм как инструмент своей внешней политики и шантажирует мир применением ядерного оружия.
Если мировое сообщество не сможет заставить Пакистан ликвидировать террористические базы на его территории, то Индия получит карт-бланш для использования необходимых средств с целью своей защиты от террористов. Пора понять, что основным источником напряженности в Южной Азии является трансграничный терроризм, а не кашмирская проблема. Территориальные споры существуют между многими государствами мира, в том числе между Индией и Китаем. Однако мало кто прибегает к использованию терроризма как способа решения спора. Поэтому трансграничный терроризм как источник напряженности во всем мире, в том числе в Южной Азии, должен быть искоренен для укрепления безопасности и стабильности как на международном, так и на региональном уровне. Иначе вновь и вновь придется говорить о том, что Индия и Пакистан находятся на грани ядерной войны.
Индийское правительство, хотя и считает штат Джамму и Кашмир неотъемлемой частью своей страны, готово вести переговоры с Пакистаном по этому вопросу. Но эти переговоры не могут проходить под дулом автомата. Индия неоднократно заявляла о своей готовности к возобновлению диалога с Исламабадом, что возможно только после прекращения террористических актов с территории Пакистана.
Существует несколько вариантов урегулирования кашмирской проблемы. Выдвигаемое Исламабадом требование ее решения посредством референдума бессмысленно, поскольку население штата Джамму и Кашмир неоднократно доказывало свою приверженность Индии участием в выборах как в местное Законодательное собрание, так и в федеральный парламент. Несмотря на все угрозы террористов и призывы к бойкоту, почти половина населения участвовала в последних региональных выборах. В настоящее время Дели проводит переговоры с несколькими группировками, требующими независимости.
Представляется, что Индия и Пакистан должны решить все спорные вопросы путем переговоров на основе Симлского договора 1972 года и Лахорской декларации 1999 года. В целом компромиссным решением могло бы стать признание линии контроля, разделяющей индийскую и пакистанскую части Кашмира, в качестве межгосударственной границы. Однако этот вопрос не может решаться в отрыве от общего урегулирования индийско-пакистанских отношений.