Минувший год - год разгрома движения "Талибан" - не принес сколько-нибудь видимого облегчения в деятельности российских пограничников на таджикско-афганской границе. В этом смысле оправдались наши самые худшие прогнозы. Попыток прорывов наркокурьеров и целых банд, занимающихся транспортировкой наркотиков, не стало меньше по сравнению с самыми результативными в этом смысле годами, когда господство талибов в Афганистане было неоспоримым.
С одной стороны, очевидно, что в Афганистане наблюдается определенная стабилизация военно-политической обстановки, в том числе и в приграничных районах. С другой стороны, заметно стремление руководителей администраций, авторитетов афганского приграничья к укреплению своих позиций. Полевые командиры, которые борются за передел сфер влияния на подконтрольных им участках, нередко доводят свои споры до вооруженных столкновений. Кроме того, не сняты внутренние противоречия на этнической почве между таджикскими и узбекскими полевыми командирами, особенно в провинциях Тахор и Кундуз - как раз напротив участков Московского и Пянджского пограничных отрядов, чьих бойцов противники нередко пытаются втянуть в конфликт.
По данным ООН, Афганистан продолжает оставаться на первом месте в мире по производству наркотиков. 75% всего производимого в мире опия поступает из-за Пянджа. В прошлом году, по оценкам экспертов, сбор опия-сырца составил около 3500 тонн, из которых можно выработать около 350 тонн героина. Это при том - подчеркиваю особо, - что в самом "урожайном" для Афганистана 1999 году было произведено 4000 тонн опия.
Неудивительно, что наркобизнес продолжает оставаться главным средством, "кормящим" нищих жителей афганских приграничных районов. В 2002 году на участке погрангруппы нами было изъято свыше 4 т наркотических средств, из которых больше половины - 2,3 т - составлял героин.
Для производства и торговли наркотиками вообще не существует границ. Многочисленными фактами, установленными в различных регионах мира, подтверждено, что как производители и поставщики, так и наркокурьеры и продавцы наркотиков интернациональны по своему составу. Но складывается впечатление, что в мире до сих пор должным образом не осознают, что на таджикско-афганской границе лишь Россия и Таджикистан ведут настоящую войну против международной наркоэкспансии. Ведь партии с афганским героином регулярно перехватывают, скажем, белорусские пограничники на границах с Польшей и Литвой. То есть героин из-за Пянджа в немалых количествах этим "коридором" проникает и в Западную Европу.
Сколько приезжало на таджикско-афганскую границу представителей различных международных организаций, военных атташе многих европейских стран, которым довольно доходчиво, буквально на живых примерах объясняли положение и просили их довести до сведения своего руководства, что требуется для того, чтобы хоть как-то обуздать ситуацию. Но, по сути, дальше восхищения тем, как российские пограничники противостоят мировому наркотрафику, дело так и не пошло. А та помощь, которая все же была оказана, - капля в море по сравнению с тем, что необходимо сделать.
Тем временем противостоящие пограничникам наркоструктуры постоянно совершенствуют свою тактику. Они отслеживают действия пограничных нарядов, застав и резервов, выставляя посты наблюдения при подготовке и переправе наркотиков через границу. Они дезинформируют пограничников, добиваясь распыления сил и средств охраны границы и изматывая пограничные наряды┘
Наркокурьеры каждый раз идут на прорыв границы как с афганской, так и с таджикской стороны при огневой поддержке. В прошлом году российские пограничники 37 раз вступали в подобные боестолкновения. В результате был уничтожен 41 наркокурьер, но и без потерь с нашей стороны не обошлось: один пограничник погиб и 8 были ранены.
В 2003 году ни российские пограничники, ни Агентство по контролю за наркотиками при президенте Таджикистана и Комитет по охране государственной границы республики не прогнозируют улучшения ситуации. Более того, на наш взгляд, очевидно, что в обозримой перспективе наркомафия продолжит укрепление своих позиций. А способствовать этому будет высокий уровень криминализации общества и сохраняющийся низкий социально-экономический уровень основной массы населения. Оно-то как раз и останется основным источником пополнения наркоструктур, занимающихся производством и распространением наркотиков на территории Таджикистана и их контрабандой через таджикско-афганскую границу.
Несомненно и то, что деятельность наркоконтрабандистов в регионе будет совершенствоваться по всем направлениям. Это значит, что она будет оказывать все большее негативное влияние на военно-политическую и социально-экономическую обстановку в Центрально-Азиатском регионе. Более того, она остается мощнейшим катализатором в случае дестабилизации ситуации - как мина замедленного действия.