Нынешний литовский президент Валдас Адамкус, который неожиданно проиграл 5 января с.г. во втором туре президентских выборов экс-премьеру Роландосу Паксосу (он вступит в должность 26 февраля), еще на открытии осенней сессии ГА ООН в Нью-Йорке заявил, что Литва при вступлении в НАТО присоединится к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и к Договору по открытому небу. Нечто подобное в той или иной интерпретации высказали сегодняшние руководители Латвии и Эстонии. Теперь после решений, принятых на пражском саммите НАТО (ноябрь 2002 г.), о расширении блока, очевидно, что страны-новобранцы должны адаптироваться к системе существующих обязательств в Европе, иначе отношения России с Североатлантическим альянсом вновь подвергнутся самым серьезным испытаниям на прочность.
У этой проблемы есть ряд аспектов: временной, политический и особенно ее реализации. Процесс вступления продлится 18 месяцев, и новые члены будут окончательно приняты в альянс весной или в начале лета 2004 года после завершения ратификации всех договоров о вступлении старыми и новыми странами - членами НАТО. По мере выполнения российских обязательств по ДОВСЕ давление Москвы на страны Балтии в плане их присоединения к этому договору будет, очевидно, возрастать. Пока же Вашингтон делает все, чтобы максимально затянуть процесс ратификации этого договора и после принятия балтийских республик в НАТО, ослабить давление на них Москвы в плане их подключения к адаптированному ДОВСЕ. Ведь выгоды от этой временной "серой зоны" в Европе, в которой ныне обретают 7 стран-новобранцев, пока еще не изучены военными экспертами и политиками 19 государств - членов альянса.
Балтийские элиты, решив "окончательно и бесповоротно проблему национальной безопасности" путем перехода в сферу интересов Запада, не устранили, как представляется, озабоченности у России относительно непровоцирующего уровня и неконфронтационного характера своих связей с НАТО. Поэтому Москва ждет четкого сигнала о смягчении тональности в восточной политике балтийских соседей. Для российской элиты все еще неясны, видимо, параметры и политические последствия членства новобранцев, особенно балтов, в Североатлантическом альянсе. Очевидно, что в рамках нового формата НАТО возрастет количество стран, в правящем руководстве которых сильны антироссийские настроения. Нынешние тенденции (обвинения в "геноциде и преступлениях против человечности" советских ветеранов ВОВ и продолжение реабилитации местных участников войск СС) и сохранение курса на ущемление прав русскоязычного населения в Эстонии и Латвии закрепляют порой негативный образ балтийских государств в российском обществе.
НАТО, несомненно, будет использовать страны Балтии, их инфраструктуру для проведения своего курса в отношении России. Вопрос заключается только в том, как и насколько. Как сложатся в этих условиях отношения Москвы с Вашингтоном и Брюсселем, какую роль в их поворотах может сыграть Балтия? Каким образом могут или захотят использовать конфликтный потенциал российско-балтийских отношений те или иные круги на Западе? В свете непраздных размышлений на эти и другие подобные вопросы, видимо, не случайно комитет Госдумы ФС РФ по обороне выступил с предложением отложить ратификацию "Соглашения об адаптации ДОВСЕ", и оно перешло в повестку наступившего года. Эта отсрочка дает время не только на раздумья сторонам, но и для принятия необходимых дипломатических шагов, хотелось бы, со стороны наших западных партнеров.
Нет оснований полагать, что руководство НАТО намерено создавать в этом субрегионе угрожающий военный потенциал, чему препятствуют к тому же и геополитические, и военно-технические факторы. Хотя с военной точки зрения принципиальным образом меняется существующий расклад сил на северо-западных российских рубежах. Учитывая нынешний уровень отношений России с НАТО, маловероятно, что членство стран Балтии потребует от Москвы ответных шагов, например: перегруппировки российских войск, усиления военной интеграции России и Белоруссии или создания ими некой региональной группировки ВС. Хотя на стратегическом уровне РФ-НАТО существует взаимопонимание и даже параллелизм действий: альянс проявляет сдержанность в Польше, а Москва - в Белоруссии.
Нужно подкрепить эту тенденцию акциями балтийской дипломатии. Руководителям стран Балтии необходимо показать, что у России, которая пошла на уступки в вопросе расширения НАТО на восток, нет причин для беспокойств и ощущения укрепления разделительных линий в субрегионе. К тому же это может дать у нас дополнительный аргумент тем, кто делает ставку на развитие отношений с Западом и НАТО. Процесс присоединения Эстонии, Латвии и Литвы к НАТО должен идти синхронно с принятием обязательств по ДОВСЕ, что будет способствовать предсказуемости их военно-политических курсов. В интересах всех стран субрегиона, чтобы военная составляющая интеграции Балтии в НАТО была на минимальном и вполне очевидном уровне.
Хочется надеяться, что в условиях динамичных перемен в Европе откроются новые горизонты и все вопросы, как безопасности, так проблемы прав и свобод русских и гражданства для нацменьшинств в Латвии и Эстонии, будут решаться легче. Прежде Европе не удалось "уговорить" балтийские элиты хоть как-то смягчить отношение к русскоговорящим мигрантам из-за опасения реванша Москвы в субрегионе. Однако теперь, после вступления стран Балтии в евроатлантические структуры, ситуация приобретает иные черты и параметры, что может привести к изменениям к лучшему. Это касается как проблем русскоязычных в Балтии, так и дальнейшей судьбы основного международного документа, который регламентирует европейскую безопасность, - ДОВСЕ.