С 1 января 2003 года вступил в силу Указ президента РФ Владимира Путина "О мерах государственной поддержки музыкального искусства". Этим указом президент выделяет гранты семи российским музыкальным коллективам. Отныне внебюджетное денежное вспомоществование будут получать Большой и Мариинский театры, Большой симфонический оркестр им. Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербурга, Московская и Санкт-Петербургская консерватории. Общая сумма гранта составит 810 млн. руб. Подсчитано, что отныне работники этих коллективов будут получать от 14 до 40 тыс. руб. в месяц. Разумеется, верхний предел (примерно 1250 долл. "грязными") будут получать ведущие специалисты - например, первые скрипки, примы-балерины и т.д. Подобный указ президента беспрецедентен для России. Шутка ли - выделить почти миллиард рублей сверх отведенных в бюджете на поддержку, казалось бы, абсолютно лишенного идеологии вида искусств. То, что с нового года существенно увеличились дотации на кино, мало кого способно удивить. Кино - оплот государственной идеологии в искусстве, массовое зрелище, балансирующее на грани искусства и шоу-бизнеса. Кино - отменный проводник и закрепитель государственных интересов в умах народных. Поэтому под конец года российская кинематографическая общественность была обрадована известием, что 2003 год ознаменуется финансовыми вливаниями. Другой вопрос, что теперь от кинематографистов государство вполне может требовать снимать то, что нужно ему, государству, - например "ударить" по патриотическому кино. Так появляются картины вроде "Звезды" Николая Лебедева, напоминающей забытые, казалось бы, образцы советского духоподъемного кино. Требовать от музыкантов, чтобы они играли советскую духоподъемную музыку, никому, разумеется, и в страшном сне не привидится. Однако свою идеологическую роль этот указ, безусловно, сыграет, как, собственно, любой указ президента. В Министерстве культуры убеждены, что внимание президента, выраженное в финансовых вливаниях, поставит кордон на пути утечки за границу талантливых музыкальных кадров. То, что лучше иметь больше денег, чем иметь их меньше, - факт. С которым спорить трудно. Однако стоит ли облегченно вздыхать и делать вид, что проблема удержания музыкальных талантов в стране решена? Можно ли поверить, что преподаватели консерватории отныне не будут искать заработка на стороне? Да нет, конечно. Согласитесь, тысяча с хвостиком долларов в месяц для первой скрипки одного из лучших оркестров не только России, но и мира, - деньги небольшие. Представить себе, что прима-балерина Большого теперь прочно засядет в Москве, боясь потерять новую зарплату, право, несерьезно. А преподавателям консерватории и рядовым оркестрантам все равно будут перепадать крохи от того, что останется. К тому же наверняка деньги, выделенные Московской консерватории, пойдут на ее реконструкцию после пожара, и еще вопрос, хватит ли этих денег вообще, учитывая, что урон был нанесен большой? Весь последний год, а то и больше, музыкальный мир лихорадило. Главные дирижеры метались по коллективам, как шашки в умелой руке игрока. Горенштейн со скандалом встал во главе ГАСО, Башмет сменил Горенштейна в "Молодой России", Спиваков покинул РНО. Впрочем, начало лихорадки было положено давно, когда Евгений Светланов был снят с руководства ГАСО, его место занял Василий Синайский - и пошло-поехало. Выделение гранта семи ведущим музыкальным коллективам страны - ход сколь верный и, безусловно, полезный этим коллективам, столь и популистский. Погоды эти деньги не сделают. Зато отчасти поспособствуют затиханию страстей, забушевавших сначала после снятия Светланова и потом - после его смерти. И, что немаловажно, перед началом предвыборной борьбы дадут очень нужный штрих к портрету президента: готов, мол, спонсировать не только идеологически важное искусство, но и искусство вообще. Значит, понимает всю важность свободного, не привязанного к политике искусства. Только оказывается, что даже нежный предводитель муз Аполлон на пару с Терпсихорой могут оказаться в неожиданных и цепких объятиях политики.
Деньги пока до "огрантованных" коллективов не дошли. Правительству дано задание изыскать механизм распределения грантов, определить порядок выплат и подумать о дальнейшей поддержке музыкальных коллективов. Это уже наводит на грустные размышления. Знаем, видели, как выделенные на благие цели деньги чудесным образом дематериализовались на пути к адресату. Впрочем, здесь скорее всего такого не произойдет. Все-таки деньги президентские, к тому же помимо поддержки искусства и другие вполне определенные функции выполнять призваны.