Вчера на пленарном заседании Совета судей РФ были подведены предварительные итоги уходящего года. Председатель Верховного суда России Владимир Лебедев назвал один из главных показателей: с введением в действие нового Уголовно-процессуального кодекса число арестов подозреваемых в совершении преступлений сократилось почти на треть. Новая компетенция - санкционирование арестов - перешла от прокуратуры к судам с 1 июля 2002 года. За истекший период в суды поступило более 85 тысяч обращений от прокуроров за санкцией на арест, 87,4% из них было удовлетворено.
Новая компетенция, а также общий рост правонарушений резко усилили нагрузку на судейский корпус, который, по расчетам Владимира Лебедева, должен быть увеличен на 3 тысячи человек и в итоге составить не менее 20 тысяч судей. А чтобы полностью соответствовать международным нормам, с 2003 года на территории России необходимо ввести в действие 6450 судебных участков.
На фоне кадрового вопроса, к которому на пленуме возвращались неоднократно, гораздо благоприятнее выглядит картина материально-технического обеспечения судов. "Сегодня двое из троих судей имеют персональные компьютеры, - заявил генеральный директор Судебного департамента при ВС РФ Александр Гусев. - Значительно обновлен автопарк. В 2002 году мы 258 раз перерезали ленточку, вводя в строй новые здания судебных заседаний". Но, по словам Гусева, остается нерешенным вопрос об охране зданий судов: большинство из них не имеют укрепленных дверей и окон, а 415 зданий вообще практически не охраняются.
Безопасность самих судей по-прежнему не гарантирована, хотя по сравнению с предыдущим годом нападения и угрозы в их адрес несколько сократились. Служители Фемиды по возможности продолжают вооружаться: за последний год 207 российских судей получили огнестрельное оружие и 30 - газовое. Гораздо сложнее представляется решение другой проблемы: среди судей и работников аппаратов судов возросло число самоубийств. В прошлом году был только один такой случай, в нынешнем - уже четыре. Поэтому Судебный департамент при ВС РФ планирует в порядке эксперимента обустраивать при судах комнаты психологической разгрузки.
Однако на пленуме был поставлен и другой вопрос: необходимо ли введение психодиагностического обследования для каждого претендента на должность судьи? Обсуждался и перечень заболеваний, при выявлении которых человек не может быть допущен к выполнению судейских функций. По мнению председателя кадровой комиссии Совета судей РФ Петра Серкова, такой перечень составить крайне сложно. Ведь тот же невроз, по его словам, может выражаться всего лишь в подергивании глазного века, а может вызвать изменение личности человека. И отстранять судью от должности нужно только в последнем случае. Для выявления этого и необходимо использовать методы психодиагностического обследования. Судя по реакции зала, подобная перспектива не находит единодушного одобрения среди судей.
Кстати, хотя точные данные на этом пленуме не приводились, но все-таки была обозначена еще одна серьезная проблема: наличие в судейском корпусе страдающих асоциальными заболеваниями - алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Юридической базы для выявления подобных болезней среди судей и отстранения их от должностей пока нет. "Асоциалов" без особого шума просто "уходят", лишая судейских полномочий по другим, менее серьезным причинам.