Госдума вчера сняла одно из основных препятствий на пути продвижения пакета законов по реформированию электроэнергетики. Большинством голосов депутаты одобрили согласованную с Советом Федерации редакцию законопроекта о госрегулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию. Впрочем, даже после этого перспективы рассмотрения в этом году "большого энергетического пакета" все-таки остаются неясными.
Напомним, что еще в самом начале 2002 года депутаты начали борьбу за то, чтобы эти тарифы устанавливались на федеральном уровне один раз в год перед обсуждением бюджета и могли потом меняться только в случае соответствующей корректировки бюджетов всех уровней. Правительство возражало, но чем ближе выборы, тем больше эта идея захватывала центристов. Это было связано с мощной кремлевской поддержкой, которая была оказана инициативе группы "Народный депутат". Ведь именно партия Геннадия Райкова сделала вопрос о контроле над различными тарифами одним из главных лозунгов своей избирательной кампании.
Доказательством этому служит тот факт, что поправки к закону о госрегулировании тарифов, которые депутаты для краткости называют "зубовскими" (о них докладывал глава думского банковского комитета Валерий Зубов), по содержанию фактически ничем не отличаются от изменений того же самого закона, который является частью пакета по реформированию энергетики. Однако Райков и его коллеги по фракции настояли, чтобы принят был именно их законопроект. "Нардепы" утверждали, что именно они являются авторами идеи однократного утверждения тарифов. Совершенно понятно, что это чисто предвыборный ход Райкова.
Впрочем, представитель правительства в Думе в очередной раз выступил против "зубовского" проекта. И теперь депутаты считают, что странная позиция исполнительной власти требует проведения дополнительных консультаций, которые могут и не закончиться к 23 декабря, когда Совет нижней палаты примет окончательное решение о дате дискуссии по энергетическим законам.
Вчера же депутаты одобрили в первом чтении проект закона о продлении действия льготной ставки НДС для средств массовой информации до 1 января 2005 года. Предполагается, что СМИ станут платить не 20, а 10% налога при получении услуг редакционно-издательского, экспедиторского и тому подобного характера. Льготная ставка предполагалась и для услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, но правительство твердо выступило против. Так что сегодня, когда проект закона станет приниматься в окончательном виде, эта льгота скорее всего будет из него исключена.