Кампания, развернутая вокруг публикации "разоблачающего" интервью Джалола Хайдарова французской газете "Le Monde", имеет рабочее название "Заговор русской мафии против президента России". Это выдал в эфир телеканал "ТВ-Центр" в программе "Отдел Х". То, как эта кампания реализуется, выглядит как дословное следование каждому пункту некого PR-проекта по дискредитации российского бизнес-сообщества.
Цель кампании - нагнетание антироссийской истерии на Западе и в Европе и дестабилизация политических и экономических процессов внутри страны. Ньюсмейкерами выбран криминалитет, называемый источником "в самом финансовом центре российской мафии" и "исключительным свидетелем", - Джалол Хайдаров и некий журналист, Владимир Иванидзе, получивший эксклюзивное право общаться с источником из мафии и озвучивать его позицию. Медианосители - французская газета "Le Monde" и телеканал "ТВ-Центр".
Целевые группы. Мировая общественность. У нее надо поддержать давно прививаемую мысль о "дикой стране России", где правит криминал. Мировое бизнес-сообщество. Его убеждают в том, что инвестировать деньги в российские компании небезопасно: во-первых, они преступны, во-вторых, власть вот-вот пойдет в наступление на бизнес, который "ей угрожает". Президент РФ. Открыто заявляется, что крупнейшие компании страны угрожают его положению, что у них уже есть 2-3 кандидата ему на смену, если вдруг он, президент, пойдет против них. Это пишет "Le Monde". И что он, президент, излучает опасность для олигархов. Это уже заявляет один из ньюсмейкеров, Владимир Иванидзе, в эфире другого медианосителя - "ТВ-Центра". Доказательства? Или хоть какие-то обоснования? Их, естественно, нет. Столь же безапелляционно Иванидзе заявляет о том, что Михаил Черной владеет 30% "Русского алюминия". При этом добавляет, что прямых доказательств этому у него (естественно!) нет. Ну так и молчи тогда, раз нет! А то как в советские годы: я не читал Пастернака, но, как и весь народ, категорически осуждаю его творчество.
Обычно такой план завершается сметой расходов. Но медианоситель, программа "Отдел Х", вопрос возмездности всех выступлений отрицает. Причем в довольно своеобразной форме. Видимо, это собственная журналистская находка ведущего программы Олега Вакуловского. 10 декабря в очередном тематическом эфире о "русской мафии" с приглашением ньюсмейкера Иванидзе Вакуловский звонит заместителю главного редактора "Le Monde" Франсуа Бонне и на плохом английском спрашивает, а не была ли статья заказом. На что г-н Бонне возмущенно вопрошает: "Заплатили? Нет, конечно, нет. Мы так не работаем, никто не может заплатить деньги за публикацию в "Le Monde". Уверен, г-н Вакуловский на не менее прямой вопрос, взял ли он деньги за серию своих эфиров, точно так же ответит: "Нет, конечно, нет". Все это напоминает анекдотическую сцену в продуктовом магазине, когда наивная старушка, тыча пальцем в посиневший батон крахмала, спрашивает у продавщицы: "Скажите, а колбаса свежая?" А та уверенно отвечает: "Конечно, конечно, только сегодня привезли".
Со своей стороны, мы абсолютно уверены, что однозначная, причем абсолютно неаргументированная позиция, высказанная двумя журналистами, является заказом со стороны бывших российских "предпринимателей", вынужденных сегодня скрываться за рубежом. Эти люди уже не раз обвиняли российские компании и так называемую "семью" в связях с преступными группировками. Все это содержится в иске, который Михаил Живило, глава скандального "МИКОМа", подозреваемый в организации покушения на губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, пытался предъявить крупному российскому бизнесу. Его содержание дублируется и выдается за "сенсационные журналистские расследования". А "Le Monde" все это публикует, "ТВ-Центр" - цитирует.
Схема распространения так называемого компромата, судя по всему, была спланирована так: публикацию во французском издании обязательно должны подхватить российские СМИ, как это уже было с предыдущими антироссийскими скандалами. Возможно, был расчет на цепную реакцию. Но не сработало. Может быть, потому, что все это действительно уже было. Всем ведь уже давно ясно - за разговорами о "русской мафии", о страшной "семье" стоят чьи-то конкретные коммерческие интересы. Особенно если среди "обвиняемых" навязчиво мелькает название крупной компании. Г-н Вакуловский не заметил, как сам в эфире проговорился. Это нужно процитировать: "Вся штука в том, что с того момента, как "Le Monde" опубликовала свои сенсационные две полосы, ни одна российская газета не откликнулась на эти публикации. Собственно, поэтому уже через 5 дней мы и решили выступить с этим в эфире". А мы, собственно, и не сомневались.
Г-н Вакуловский, конечно, понимает, что будет обвинен в ангажированности. Поэтому 10 декабря он в эфире возмущается: "Какую бы сегодня статью ни опубликовал журналист, ┘все в нашем обществе поголовно обвиняют друг друга в заказанности, в заказухе, называйте это как хотите. Вопрос идет о том, что общественному мнению прививается мысль, что ни одна статья не появляется просто так, ни один эфир не выходит просто так". Но если речь идет о бескомпромиссной журналистике и г-н Вакуловский вышел в эфир "просто так", то как объяснить его специфический подход к обозначенной теме? Один пример. Заявить о криминализованности российского бизнеса в эфире предоставляется журналисту Владимиру Иванидзе, который повторяет слова Джалола Хайдарова. Звучат конкретные обвинения в адрес первых российских руководителей - Владимира Путина, Александра Волошина, Михаила Касьянова, Владимира Устинова и промышленников - Романа Абрамовича и Олега Дерипаски. "Говорящие головы" в телеэкране повторяют одну и ту же точку зрения. Почему же честный журналист Вакуловский не возьмет комментарий у тех, кого он обвиняет? Это, между прочим, элементарное правило журналистики. Тем более все названные им люди работают на территории России, а не скрываются на Западе, как ньюсмейкер Хайдаров. Французское издание, кстати, также не предоставило право слова второй стороне.
После того как один из выпусков "Отдела Х" стал телеверсией "Le Monde", компания "Базовый элемент" выпустила пресс-релиз. Мы не намерены оставлять безнаказанными любые попытки дискредитировать деятельность компании. В пресс-релизе было сказано, что, по нашему мнению, публикация в "Le Monde" является частью PR-кампании, развернутой против российского бизнеса, а программа "Отдел Х" - ее продолжением. Свой очередной эфир г-н Вакуловский завершил обещанием продолжить тематические программы о "мафиозном бизнесе". Часто именно так строится информационный шантаж. Со своей стороны, мы гарантируем - этот шантаж не будет иметь успеха. А любая клеветническая информация будет опровергнута и оспорена в суде.