Борис Ельцин в Казани - это главная новость для всего Татарстана. Здесь он не бывший. Здесь он первый. Пусть всего на четыре дня, пока длится частный визит в татарскую столицу, но своим появлением здесь он просто заслонил всю Москву вместе с бесконечными претензиями к официальной Казани. Поэтому татары снова воспряли духом. Раз главный благодетель татар принял приглашение Минтимера Шаймиева, значит, хочет на месте разобраться во всех сложностях отношений Казани и Москвы, сгладить обострившиеся противоречия.
Уже в аэропорту у трапа самолета первый вопрос журналистов о самом насущном - суверенитете Татарстана и Большом договоре между двумя столицами. И сразу жесткая установка начальника протокола: "Не задавайте Борису Николаевичу политических вопросов". Однако Борис Николаевич ответил. Он сказал, что благодаря найденному в начале 90-х компромиссу "Татарстан идет ровно, без рывков и все время вверх". Шаймиев был растроган: "Даже в самые тяжелые моменты мы находили общий язык". Конечно, все политики в теории понимают, что Россия - многонациональная страна и нужно учитывать местные особенности, но Борис Ельцин эти особенности чувствует. Казань ему не чужая. Здесь на Архиерейских дачах, где остановилась чета Ельциных, ему спалось, как дома.
Борис Николаевич был бодр и весел, появившись вчера утром в сопровождении мэра Казани Камиля Исхакова в Историческом музее КГУ, где он встречался со студентами. Экс-президент здесь речей не произносил, общался со студентами в паузах между музейными стендами. Рассуждали, о чем мечтают нынешние студенты, какие у них планы. Музей Борису Николаевичу понравился, особенно экспозиция истории Казанского императорского университета, подготовленная к 200-летию старейшего вуза в Поволжье.
Из университета Ельцин отправился на улицу Баумана - главную пешеходную улицу города. Здесь к нему присоединился президент Шаймиев, повторив один к одному сценарий визита в Казань баллотировавшегося в президенты Владимира Путина. Территория прогулки двух старых друзей Бориса Ельцина и Минтимера Шаймиева тщательно охранялась милицией. И еще по два милиционера крутились в каждом прилегающем дворе.
Ожидалось, что на улице Баумана Ельцин зайдет в Богоявленскую церковь, знаменитую тем, что здесь крестили Федора Шаляпина. "Кем ожидалось? - переспрашивает настоятель храма отец Олег. - Мне ничего об этом не известно. Если же почтит своим вниманием, буду рад благословить на добрые дела и долгие лета. А специально к встрече не готовились". И правильно. В храм Борис Николаевич не зашел, но в сопровождении Шаймиева осмотрел колокольню, где сейчас на втором этаже размещается небольшой Музей Федора Шаляпина и концертный зал на 26 мест. Прогулявшись по казанскому "бродвею" вместе с Шаймиевым и мэром татарской столицы и пожав руки допущенным к рукопожатию, Ельцин и компания умчались на Казанский ипподром.
Здесь состоялся обед в ресторане "Золотая подкова" с полным ассортиментом татарских национальных блюд. Экс-президента угощали водкой "Ханская". "Потому что встречают-то, как хана! - накануне удивлялись журналистской непонятливости ресторанные работницы. - И татарской лапшой накормим. И кониной угостим. В его возрасте вообще надо одной кониной питаться: она же без холестерина".
Сегодня утром Бориса Николаевича ждут в Раифском мужском Богородицком монастыре настоятель отец Всеволод и монастырская братия.
Все предусмотрел президент Шаймиев, чтобы оказать экс-президенту почести, достойные его заслуг перед Россией: красную дорожку с золотой каймой, на которую супруги Ельцины ступили, сойдя с трапа, букет красных роз для старых друзей и даже фотографию на память сразу же по прилете, когда, согласно протоколу, президенты должны "поменяться женами". Взгляд отметил один момент: Сакина Шаймиева пытается взять Бориса Николаевича под руку. Ее рука скользит по рукаву его пальто и касается его ладони. Тогда Ельцин берет под руку Сакину-ханум и Минтимера Шаймиева - как и в прежние свои визиты в Казань.
Казань