0
976
Газета Политика Интернет-версия

16.12.2002 00:00:00

"Я бы хотел не заниматься политикой..."

Тэги: мчс, шойгу


мчс, шойгу

- Сергей Кужугетович, каковы главные итоги 2002 года для российского МЧС?

- Итоги разные. Если говорить о чрезвычайных ситуациях, то, безусловно, произошло некоторое их увеличение. И для специалистов, и для простых граждан очевидно, что это тенденция общемировая - рост числа чрезвычайных ситуаций, особенно природного характера. У нас к этому добавилось еще и некоторое увеличение числа техногенных аварий и катастроф.

Так что в этом плане год напряженный получился. Но я считаю, что наша служба сработала нормально. Ведь по количеству спасенных цифры увеличились. Данные еще собираются и систематизируются, но уже можно сказать, что спасено 77 тысяч человек, в том числе 53 тысячи - во время пожаров. Это, кстати, без учета наводнения на юге, где специалистами МЧС и других ведомств было спасено 62 тысячи человек, из них 2,5 тысячи - вертолетами с деревьев и крыш домов.

- Почему же тогда так много упреков в адрес МЧС - в этом году едва ли не больше, чем за всю предыдущую историю министерства?

- Наверное, потому, что мы за многое беремся - в том числе за то, за что, по идее, не должны браться. Например, лесные пожары. Вот есть Лесной кодекс - документ, в соответствии с которым Министерство природных ресурсов и входящая в него Государственная лесная служба должны заниматься и профилактикой, и прогнозом, и предупреждением, и обучением населения, и финансированием. Наша сфера - ситуации, когда лесные пожары начинают угрожать особо опасным объектам, влияющим на жизнедеятельность большого количества людей. Но вот начались торфяные пожары, и довели их до такого состояния, когда действительно должно было включаться МЧС - они угрожали жизни и здоровью людей. В такой ситуации все службы экстренного реагирования обязаны мобилизоваться. Другой вопрос - как довели до этого? Но никого этот вопрос не интересовал: есть у нас МЧС - МЧС и должно разбираться! Кстати, по поручению президента в настоящее время мы готовим ряд предложений по решению этой проблемы.

То же самое и с наводнениями: тут огромный комплекс проблем, которые вызревали годами, десятилетиями - и вот вызрели. А ведь был Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации, есть Водный кодекс, в котором все написано, кто за что отвечает. Значит, вариантов два: либо надо пересматривать этот кодекс, если его не выполняют, либо выполнять то, что предписано. А сегодня получается: кодекс есть, выполнения нет, но средства на выполнение получают.

- Зима тоже каждый раз оказывается для России чрезвычайной ситуацией. Почему?

- Есть такое понятие - уровень президентского реагирования: президент видит, что ситуация критическая, и говорит - надо решать. Тогда уже не задумываешься, мое это или не мое, надо этим заниматься - впрягаешься и занимаешься. Это абсолютно правильно, и так должно быть.

Другое дело - почему именно требуется вмешательство МЧС. Наша страна прошла за последнее десятилетие сложный, очень сумбурный переходный период. Например, ликвидировали систему ЖКХ, за которую в свое время отвечало отдельное министерство, и передали эту сферу деятельности в Госстрой. Госстрой - система, которая занималась разработкой и сертификацией новых строительных материалов и нормотворчеством (СНиПы, ГОСТы и т.д.). И им отдают ЖКХ - реагирующую структуру, то, что должно каждый день быть рядом с человеком, рядом с "трубой". В результате размораживаются целые поселки, а мы возим батареи самолетами. Это не по-государственному, но когда в квартире минусовая температура - уже надо спасать┘

- Минувший год был первым годом, когда в системе российского МЧС работала Государственная противопожарная служба. Каковы итоги этого взаимодействия?

- Мы поставили перед собой довольно серьезные задачи - и мы их выполнили. В Государственной противопожарной службе была довольно серьезная кадровая проблема, и все говорили: дескать, после присоединения разбегутся профессионалы. Должен сказать, что никто никуда не разбежался. Более того, мы сократили неукомплектованность службы личным составом на 2,5%.

Кроме того, мы подняли зарплату пожарных - в два раза. Это я к тому, что говорили, мол, когда служба перейдет в МЧС, она умрет совсем. А еще мы достаточно активно вторглись в законодательную базу, касающуюся пожарных, - за этот год внесли изменения в 67 нормативных актов. Ну и, конечно, включение пожарных в структуру МЧС позволило нам начать работу по переходу на единый телефон сообщений обо всех чрезвычайных ситуациях - "01".

- Известно, что одна из главных задач, которую решает МЧС, - прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Что было сделано в этой области?

- Мы начали создание сети региональных центров мониторинга и прогноза - за этот год их создано 6 в 6 федеральных округах Российской Федерации. Мы понимаем, что этого мало, и на будущий год у нас довольно серьезные планы. Мы предполагаем создать Всероссийский институт прогноза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - основная концепция такого института уже готова. Еще мы предполагаем создать центры мониторинга и прогноза - так называемые центры "Антистихия" - во всех регионах.

- И каковы же предварительные прогнозы специалистов МЧС на будущий год?

- Я бы не хотел анонсировать тот большой доклад, который будет готов у нас через две недели. Мы традиционно широко огласим его, расскажем и покажем. Но проблема-то не в наличии прогноза. Прогнозировать стихийные бедствия с определенной долей вероятности мы научились - хотя, конечно, еще есть над чем потрудиться. Не все стихии поддаются прогнозам ученых. Но вот система реагирования на прогнозы пока работает недостаточно эффективно. Предположим, сделали мы даже краткосрочный прогноз, а его просто не принимают во внимание или оказываются неспособны правильно отреагировать.

Корень этой проблемы - в тех изменениях, которые переживает наша страна. Изменился подход к людям, которые занимают руководящие должности. Раньше человек не мог стать председателем горисполкома, если не прошел обучения, скажем, в той же Академии народного хозяйства. Его учили управлению, в том числе управлению в кризисных ситуациях. А сегодня? Вот вы - замечательный человек: харизма - неземная, мысли - Конфуций... Вас избрали, вы пришли и начали управлять. Главные задачи для вас какие? Бюджет: там дыра, тут дыра. Их надо латать, вы начали этим заниматься - и вас затянуло! И вы понятия не имеете, каким рискам подвержен ваш город, потому что вы большой души человек, или супертокарь, или прекрасный врач, но не более. И своих подчиненных вы подбираете, в первую очередь руководствуясь соображениями команды. В итоге она великолепно справляется с приростом валового внутреннего продукта и привлекает колоссальные инвестиции, но ничего не понимает, например, в коммунальном хозяйстве и тем более в кризисном управлении.

- Какой же выход видится вам из этой ситуации?

- Мы говорим: избрался ты или назначили тебя - ты обязан определенное количество времени отучиться, пройти аттестацию. Думаю, что на будущий год с подобным предложением мы войдем в Законодательное собрание. Вот эта проблема гораздо важнее и принципиальнее многих. Мы не хотим со своими прогнозами и предупреждениями походить на петуха, который прокукарекать - прокукарекал, а там хоть не рассветай! Мы хотим, чтобы рассветало и все были довольны и счастливы.

А вместо этого мы натыкаемся на упреки: дескать, почему вы не провели эвакуацию на юге? В основном мы и проводили. Но не может во всех деревнях наша система провести эвакуацию, физически не может! Предупредить, позвонить в эту деревню - да, можем, и это входит в наши задачи. Вот свежайший пример: печально знаменитая теперь деревня Барсуковская, рядом с нею - точно такая же станица Надзорная. Главам администрации и туда, и туда позвонили с предупреждением. В Надзорной председатель собрал всех, вывез всех на гору, скот вытащил, и в результате - ни одного погибшего. В деревне Барсуковской - получил предупреждение, побежал домой, погрузил машину, скарб вывез - и никого не предупредил, ничего не сказал. В результате: "МЧС не предупредил, МЧС не эвакуировал!.." Наши летчики за ночь в совершенно незнакомой обстановке сняли с крыш 300 человек, а у местных начальников ни резервов продовольствия, ни врачей - ничего вообще нет...

- Что ожидает в будущем году МЧС, понятно. А чего ждете вы - не как министр, а как обычный человек?

- В первую очередь, наверное, ухода из политики и возможности заниматься своим профессиональным делом. У нас, в нашей профессии, как-то почище... Пожалуй, ни одна чрезвычайная ситуация не может сравниться с политикой по своим моральным последствиям. Политическая борьба должна быть политической борьбой, а не дракой с размахиванием грязным бельем и залезанием в постель. Ничем, кроме как грязью, не назовешь утверждения, что меня не было на Дубровке во время освобождения заложников. Это просто глупо. И я бы на это вообще не реагировал, если бы за мной не стояли десятки ребят-спасателей, которые абсолютно профессионально справились со своей работой. Ни оправдываться, ни демонстрировать видеозапись, запечатлевшую нашу работу, я не буду. Я занимался своим делом, а от меня сейчас требуют: ну-ка, парень, оправдывайся давай, что вы там делали, как вы сработали! Сработали в соответствии с условиями. Слава тебе, Господи, что там ничего не рвануло: неразминированное здание, провода висят, спецназ, ОМОН, спасатели, врачи, заложники, которым срочно требуется помощь┘ Почему мы позволяем делать из беды, из горя политическое шоу?

- По результатам опроса, проведенного фондом "Общественное мнение", если бы сейчас проходили президентские выборы, то вы заняли бы четвертое место. Как вы можете прокомментировать эти результаты и как это соотносится с вашим желанием отойти от политики?

- У меня огромное желание, чтобы меня больше ни в каких опросах не упоминали и ни в какие опросы не вставляли!.. Если кто-то прислушается к тому, что я об этом говорю, - я буду несказанно рад! Я не понимаю, для чего проводить такие опросы. Для чего мне, отраслевому министру, нужен мой рейтинг политика? Почему меня никто не спрашивает, собираюсь ли я куда-то идти? Почему меня вставляют в этот опрос, если я никуда не собираюсь выставлять свою кандидатуру? Для чего это надо? Для того, чтобы страсти разжечь?

Вот поэтому я и говорю: я бы очень хотел в будущем году заниматься своим делом и не заниматься политикой. Девять лет мы просто работали, ни в каких рейтингах, ни в каких опросах участия не принимали - и были от этого чрезвычайно счастливы! Я имею в виду и себя, и министерство в целом. Я понимаю, если бы проводили опрос, справляется министерство со своими задачами или не справляется. Когда мы получаем оценку своей профессиональной деятельности, это для нас чрезвычайно важно. А это...

- Вы почти никогда не говорите о своей личной жизни, что порождает массу слухов и домыслов. А если из первых рук: как вы живете вне работы?

- Как живу? Да, наверное, так же, как и все остальные... Все зависит от человека - у каждого по-своему. У меня это в основном встречи с друзьями, спорт, охота. Самое лучшее - когда совмещаются охота и друзья. Причем охота не европейская (я ее называю комбикормовой), а основательная, сибирская.

Я не могу сказать, что способен отключаться от работы в ту же минуту, когда за спиной закрылась дверь кабинета. Где-то на третий-четвертый день - в зависимости от ситуации. Хотя у меня в личной жизни недостатков много. Детей не вижу, например, - это очень плохо.

- Любите в своем доме друзей принимать? И вообще, в каком доме вы живете?

- Мы с друзьями встречаемся в разных местах - у друзей дома, у меня... Есть у нас клуб - в клубе встречаемся. В футбол играем, в бильярд, в нарды┘

А вообще я сельский житель. В Москве у меня квартиры нет, я ее продал, живу в Раздорах. Двухэтажный дом - к сожалению, не кирпичный. Вот ведь парадокс: гараж кирпичный, а дом - сборно-щитовой! Как раз такой, как мы строим на юге и строили в Ленске. Отличие только одно: на тех домах кровля из оцинкованного или омедненного железа, а у меня - черепица.

Хотелось бы, конечно, в собственном бассейне поплавать, про который иногда пишут, и с русалками, про которых тоже пишут, хотелось бы пообщаться!.. (Смеется.) Только в купели для бани, которая у меня возле дома и которую бассейном называют, думаю, они не поместятся. Но все равно: встречаемся с друзьями, собираемся, выпиваем, бывает... Одним словом, все как у людей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1770
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1111
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
807
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1090

Другие новости