Подходящий к концу 2002 год с легкой руки журналистов был назван "лесным". Тому действительно есть ряд весомых причин, которые можно вкратце перечислить. В этом году правительство РФ рассмотрело и одобрило Основные направления развития лесной промышленности, в отрасли отмечен некоторый рост производства, проблемы лесного комплекса все чаще становятся предметом внимания общественности, интерес к лесной отрасли отчетливо проявил крупный российский и зарубежный капитал. И так уж совпало, что в этом году Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России отмечает десятилетнюю годовщину свой деятельности. Вряд ли это время подведения итогов. Скорее, повод в очередной раз поговорить о проблемах российского леса.
С момента создания, 8 декабря 1992 года, и по сей день Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России является общественной некоммерческой организацией, основная задача которой - представительство и защита интересов предприятий лесопромышленного комплекса на федеральном уровне. Хотя самым плотным образом мы работаем и с региональными администрациями, помогая предприятиям встретить здесь взаимопонимание и поддержку. В каждом из почти 50 лесных регионов России действуют наши отделения, через которые мы стараемся наладить прямые и самые тесные контакты с региональными администрациями и правительствами, чтобы совместными усилиями решать как местные, так и общеотраслевые проблемы. А их действительно немало.
С распадом СССР и упразднением союзных министерств и ведомств лесная промышленность оказалась в наиболее трудном положении - ведь республиканского министерства у нас не было. Было ясно, что силами только общественной организации задачи, вставшие перед отраслью, решить невозможно. Тем не менее мы понимали всю важность сохранения научно-технического потенциала отрасли, сложившихся за годы производственных, технологических и кооперированных связей, в одночасье нарушенных поспешно проведенной приватизацией. Сейчас создание холдингов является обыденной и естественной практикой во всех отраслях экономики. А разработанная еще в 1993 году Союзом лесопромышленников идея вертикально-интегрированных структур - по сути, тех же холдингов - вызывала тогда острейшее неприятие у некоторых высоких федеральных чиновников. В результате мы практически потеряли лесозаготовительную промышленность, вырвав ее из единой технологической и финансовой цепочки и сделав на 50 с лишним процентов убыточной.
И это лишь один пример, когда предложения специалистов игнорируются чиновниками, совершенно далекими от проблем лесной отрасли, но тем не менее решающими ее судьбу. Мы неоднократно сталкивались (и пытались вмешаться) с попытками подправить лесное законодательство в тиши министерских кабинетов. Один из последних примеров - изменения и дополнения к Лесному кодексу, которые действительно назрели, но требуют самого широкого обсуждения всеми заинтересованными сторонами. И как тут не вспомнить ведомственную разобщенность в управлении лесной отраслью, при которой сразу три министерства, имеющие свои отдельные интересы, занимаются проблемами предельно специфического сектора экономики. А прогрессивная идея, одобренная одним министерством, "дробится" другим.
По этой же причине многими предпринимателями и работниками отрасли предъявляются многочисленные претензии к принятой правительством РФ концепции развития лесного комплекса. Наш союз также считает, что меры, предусмотренные концепцией, недостаточны для полноценной реализации возможностей отечественного леспрома. А отмеченный в этом году рост производства на 3-12% по разным видам продукции, может, и порадует отдельных чиновников, но совершенно несопоставим с истинным потенциалом лесной отрасли России.
Ошибочно было бы думать, что наши задачи ограничиваются защитой интересов одних предпринимателей. Важнейшей составляющей деятельности Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров является сохранение социального спокойствия и стабильности в отрасли. С этой целью президент союза участвует в работе Российской трехсторонней комиссии, призванной согласовать социальные и экономические интересы федеральных органов государственной власти, профсоюзов и работодателей.
Сейчас почти для всех стало очевидным, что силами ныне действующего в лесном секторе капитала качественного и экономически просчитанного скачка в 3-4 раза нам в обозримом будущем не достичь. Поэтому нужно приветствовать интерес к нашей отрасли со стороны новых инвесторов. Как экономист, я еще несколько лет назад предсказывал приход в лесную отрасль капитала, сформировавшегося и развившегося в других, более динамичных отраслях промышленности. Капитал ищет себе применения и естественным образом обращает свои взоры на лесной сектор, который идет на четвертом месте в структуре экспорта, после нефти, газа и металла. Другое дело, что такие "перетекания" должны проходить в цивилизованных и установленных законом рамках, но нынешней законодательной базы вполне достаточно для нормализации этого процесса.
Мне очень хотелось бы, чтобы и последующие годы в России оказались "лесными" не по красному словцу журналиста, а по реальному вниманию государства к этому стратегически перспективному сектору экономики.