Попытка покончить с "беспризорностью" законов была проведена в минувший четверг на парламентских слушаниях "Мониторинг правового поля и правоприменительной практики" в Совете Федерации. Организовавшая слушания комиссия по методологии реализации конституционных полномочий СФ под председательством сенатора от Новгорода Геннадия Бурбулиса констатировала, что практически каждое министерство и ведомство осуществляет мониторинг тех нормативных актов, которые регулируют их деятельность, либо тех, которые они в силу своих полномочий обязаны исполнять. Но эта деятельность не является обязательной. Каждое ведомство извлекает из нее только свой интерес, не согласовывает свои действия с другими и не делится полученной информацией. В итоге "смежники" исполнительной ветви власти в чем-то дублируют друг друга, а на каком-то направлении оставляют информационные пробелы. Законодатели же вообще не знают, как работает в жизни тот или иной принятый ими закон, если, конечно, не считать обратной связью отдельные "выкрики" с мест, из регионов. Так что реальной картины правового поля в Российской Федерации нет.
Характеризуя несовершенство законодательства, судья Верховного суда Валерий Степалин сравнил себя со слесарем, которому для выполнения сложной работы вручили сломанную отвертку и сказали: ты пока делай, а мы тебе хороший инструмент дадим потом, когда-нибудь. Сборником синонимов, больше подходящим для журналистики, но не для отправления правосудия, назвал существующие нормативные акты заместитель председателя Высшего арбитражного суда Олег Бойков.
Большинство выступавших считают, что причина этого несовершенства кроется в укоренившейся среди законодателей моде принимать огромное количество законов. "Залповые вбросы законопроектов при крайне сжатых сроках их рассмотрения сказываются на качестве законов", - заявил, в частности, председатель комитета СФ по конституционному законодательству Леонид Биндар. Но, по мнению сенатора, главная проблема кроется в отсутствии Закона "О нормативно-правовых актах", что дает возможность нижней палате парламента безнаказанно проявлять неприкрытый лоббизм. "В Госдуме любой профильный комитет в зависимости от политических пристрастий председателя может заблокировать принятие законопроекта, просто положив его под сукно. Вот где образуются тромбы!" - заключил Биндар. Так же образно подвел итог дискуссии и Геннадий Бурбулис: "Ясно, что мама беспризорных законов - само законодательное собрание. Вопрос в том, кто же их папа. Кто заказывает музыку депутатам?"
На этот вопрос сенаторы ответа так и не нашли, но в итоге все сошлись во мнении, что необходимо создать Федеральный центр мониторинга правового поля. Предполагается, что собранная по всем направлениям и обобщенная в едином центре информация поможет не только выявить недоработанные или совершенно недееспособные законы, но и законы, созданные "на заказ" и работающие в интересах только определенных личностей. Фамилии персоналий, которые в ближайшее время будут выведены на чистую воду, участники парламентских слушаний называть не стали. Хотя, как сказал Геннадий Бурбулис, "они всем известны".
Также, по его словам, известно, что самые компетентные специалисты по анализу состояния правового поля работают в корпорациях, чьи интересы лоббируют депутаты. "Сейчас они успешно выискивают законодательные лазейки для своих хозяев", - посетовал Бурбулис. И мечтательно добавил: "Надо бы их привлечь на нашу сторону, задействовать в создаваемом Федеральном центре мониторинга правового поля". На что собравшиеся чуть ли не хором ответили: "У нас на таких спецов денег не хватит!"