0
808
Газета Политика Интернет-версия

05.12.2002 00:00:00

Франко-российская ось возникла не для спасения Ирака

Паскаль Бонифас

Об авторе: Паскаль Бонифас - директор Института международных и стратегических отношений (IRIS) в Париже.

Тэги: россия, франция, ирак, сша


Недавние переговоры дипломатов по иракской проблеме в Совете Безопасности ООН указали на образование франко-российской оси. Она появилась для того, чтобы заставить США относиться с большим уважением к ООН. И именно совместные действия этих двух стран позволили пока предотвратить такое развитие событий, при котором СБ ООН, призванный нести полную ответственность за коллективную безопасность, был бы маргинализован Вашингтоном или же превращен в простую палату регистрации желаний Белого дома.

Являемся ли мы свидетелями создания нового франко-русского альянса? Может быть, и нет, однако Франция и Россия имеют, во всяком случае, по этому досье, общие интересы.

Некоторые комментаторы поспешно могли бы сделать вывод, что обе страны наконец последовательны в отношении Ирака. Но не торговали ли они активно с Багдадом, в том числе и в военной сфере, еще с конца 1970-х годов? Кремль, как и Елисейский дворец, делал ставку на Ирак в течение двух десятилетий и осуществлял массированное оснащение его армии. И Москва, и Париж заключали крупные контракты, занимая в Ираке - государстве с исключительным потенциалом - привилегированные позиции в ущерб англичанам и американцам.

Ирак был одной из немногих ближневосточных стран, сконцентрировавших у себя все козыри, которых так часто недостает в регионе: нефть, воду, плодородную землю, относительно большую численность населения и хорошо образованную и компетентную элиту.

Москва и Париж продолжали поддерживать Ирак, когда последний совершил ошибку и напал на Иран. В то время Иран воспринимался во всем мире как дестабилизирующий элемент. С тех пор все игнорировали тот факт, что не кто иной, как Саддам развязал войну, войну для расширения собственной территории. Тогда все предпочитали видеть лишь то, что Саддам встал на пути Хомейни. Все, включая США, стыдливо закрыли глаза на использование химического оружия против иранских солдат или обстрел ракетами СКАД иранских городов. По окончании ирано-иракской войны ни СССР, ни Франция не имели достаточного влияния, чтобы заставить Саддама принять менее воинственный вид. Напротив, последний захватил Кувейт. Впервые с 1945 года - с момента принятия Устава ООН - одна страна аннексировала другую.

Но не во имя старых связей Россия и Франция заняли свою позицию по Ираку. В конце концов, несмотря на Договор о дружбе и сотрудничестве с Багдадом, СССР в 1990 году согласился с войной против Ирака после его вторжения в Кувейт. Франция, в свою очередь, очень активно участвовала в военной операции в Заливе. Впоследствии как русские, так и французы поддержали введение беспрецедентного режима инспекций в Ираке. Это была первая попытка изъятия оружия массового уничтожения, инициированная ООН. Организация добилась значительных результатов к моменту отъезда инспекторов в 1998 году и обезвредила иракский арсенал даже более надежным способом, чем англо-американские бомбардировки.

Именно тут-то и кроется ключ к проблеме. Для Франции, как и для России, важен не Ирак, а ООН. Обе страны являются горячими сторонниками ООН исходя из убеждения, что необходимо поддерживать многосторонние международные организации и выступать за соблюдение норм международного права, а также из интереса, ведь Москва и Париж - постоянные члены Совета Безопасности. Как Россия, так и Франция отдают приоритет СБ ООН, в котором они имеют место с правом выбора, превосходящим их реальный вес в мире.

Но если бы сегодня должен был возникнуть новый Совет Безопасности, сомнительно, чтобы Москва или Париж заняли места среди постоянных членов. И если бы сегодня пришлось заново создавать ООН, вряд ли бы Франция и Россия пользовались тем же статусом, что и сейчас. Таким образом, для этих двух стран основная задача заключается в том, чтобы СБ функционировал как можно лучше, добивался результатов и не оказывался бы в ситуации, когда его легитимность ставят под вопрос. В то же время по различным причинам Париж и Москва пытаются заручиться хорошими отношениями с Вашингтоном. Путин в отличие от Ельцина понял, что не стоит вступать в проигранный заранее бой против американской сверхдержавы. Лучше уж пойти на уступки по ряду пунктов (расширение НАТО, военное присутствие американцев в Центральной Азии) и сохранить твердые позиции по другим, более важным или менее безнадежным вопросам (присутствие в Ираке, роль СБ ООН). Французские лидеры осознали, что имеют хороший козырь, чтобы разыгрывать его в остальном мире и не уступать натиску американцев. Однако французы также понимают, что им можно будет воспользоваться лишь при условии, что они не потерпят унизительное поражение, а, напротив, придут к ощутимым результатам.

Что касается иракского кризиса, то вопрос состоит лишь в том, чтобы выяснить, сможет ли повториться этот сценарий при других обстоятельствах. Случай с Ираком - исключение или прецедент? В будущем мы снова станем свидетелями того, как Москва, оставив в стороне партнерство в рамках Россия-НАТО, и Франция, пренебрегая своим формальным альянсом с США, от случая к случаю будут прибегать к сотрудничеству. Возможно, так будет происходить всегда, как только США пожелают силой воздействовать на общие франко-российские интересы, а также каждый раз, когда на кон будет поставлена репутация ООН. В 1960-х годах Франция и Россия сблизились, чтобы предоставить друг другу большее пространство для маневра. И сегодня также речь идет об углублении их стратегического сотрудничества для взаимного усиления.

Ирак представляет собой в этом смысле одинаковую проблему как для Москвы, так и для Парижа. Тут вступает в противоречие их желание не ухудшать контакты с Вашингтоном с их статусом постоянных членов СБ ООН. Между тем в ходе кризиса Россия и Франция констатировали, что политика и той и другой страны приобрела больший вес. Без поддержки России веса Франции было бы недостаточно, чтобы воспрепятствовать одностороннему подходу США. А без действий со стороны Парижа Москва оказалась бы в меньшинстве. Сотрудничество России и Франции позволяет им не оставаться в изоляции при заранее проигранной дуэли с США. Отныне они могут более свободно давать знать Вашингтону о своем несогласии и заставлять его учитывать это.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1370
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
870
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
617
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
859

Другие новости