Нынешний визит президента России Владимира Путина в Индию (3-5 декабря), несомненно, позволит существенно расширить повестку дня российско-индийского партнерства, откроет дополнительные возможности сотрудничества во всех областях, послужит укреплению дружеских симпатий друг к другу. Ведь отношения между нашими странами имеют давнюю и содержательную историю.
Два года назад Владимир Путин и премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи подписали Декларацию о стратегическом партнерстве. Этот документ ознаменовал взаимную готовность сообща выступать на международной арене, выстраивать отношения на многие десятилетия вперед на доверительной основе с учетом интересов друг друга.
Установление стратегического партнерства явилось весомым вкладом наших стран в современную дипломатию, завершив переход от отношений, ориентированных на биполярное мировое противостояние, к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству. Наши связи не утратили накопленный багаж и не свелись к расчетливому прагматизму. Сообща мы отстаиваем идеи равноправия и ненасилия, верховенства международного права при центральной роли ООН, выступаем на антитеррористическом фронте и реагируем на кризисные ситуации в мире, плотно сотрудничаем в ООН и других международных организациях, вместе ищем ответы на новые угрозы и вызовы.
Реальным воплощением стратегического партнерства стала совместная борьба с международным терроризмом. Двустороннее сотрудничество по этому направлению было подтверждено Московской декларацией о международном терроризме, подписанной в ходе визита Ваджпаи в Россию в ноябре 2001 г. Мы также совместно продвигаем в ООН индийский проект Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом и российский проект Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма.
Наши страны разделяют общее видение проблемы сохранения мира и стабильности в Южной Азии. Предкризисное состояние в индийско-пакистанских отношениях летом 2002 г. показало, что терроризм способен нанести ущерб системе межгосударственных отношений и глобальной стабильности, если возникает искушение выдавать международный бандитизм за "освободительную борьбу" или использовать его для достижения внешнеполитических целей.
Именно такая угроза исходит от экстремистских группировок, нашедших пристанище на подконтрольных Пакистану территориях. Надеемся, что Пакистан, полностью и безоговорочно выполнив обязательства по прекращению трансграничного терроризма и уничтожению террористической инфраструктуры на своей территории, откроет возможности для возобновления давно назревшего мирного диалога между Индией и Пакистаном по всему спектру двусторонних отношений.
По урегулированию кашмирской проблемы позиция России остается неизменной. Необходимы двусторонние переговоры без интернационализации конфликта, то есть без внешнего вмешательства или посредничества, на основе Симлского соглашения 1972 г. и Лахорских договоренностей. Ясно и другое: при любом взгляде на эту проблему экстремизм и терроризм лишь усугубляют ее. Надо исходить не из посыла о том, что кашмирская проблема препятствует нормализации отношений, а из того, что прекращение трансграничных актов террора и общая нормализация отношений между Индией и Пакистаном снимут препятствия на пути к ее решению.
Российская дипломатия на южноазиатском направлении носит открытый и сбалансированный характер, опирается на вековой ресурс доверия со стороны стран региона. Недавний пример - усилия, предпринятые лично Владимиром Путиным в июне этого года в Алма-Ате в ходе переговоров с руководителями Индии и Пакистана. Именно с этой встречи началось постепенное ослабление напряженности в индийско-пакистанском противостоянии. Мы не хотим и не будем рядиться в тогу посредника, но готовы способствовать движению обеих стран к взаимопониманию.
Создана надежная договорно-правовая база российско-индийского экономического и инвестиционного сотрудничества. Она реализована в серии соглашений: создании международного транспортного коридора "Север-Юг", совместном производстве авиалайнера Ил-214. Россия участвует в строительстве на индийской земле ГЭС, шоссейных дорог, в сооружении и реконструкции металлургических заводов, разведке нефтегазовых месторождений в Бенгальском заливе. Вложение государственной индийской нефтегазовой корпорацией "ONGС" 1,7 млрд. долл. в перспективный проект "Сахалин-1" придало импульс инвестиционному сотрудничеству. В этом году при российском участии уже началось строительство атомной станции Куданкулам на юге Индии стоимостью свыше 2 млрд. долл.
Стратегическое партнерство - оптимальная модель двустороннего и внешнеполитического взаимодействия России и Индии, рассчитанного на долгосрочную перспективу. Оно убедительно доказало жизнеспособность и эффективность, обретает содержательное наполнение и глобальную значимость. Мы уверенно смотрим в будущее. Отношения с Индией стоят в ряду высших российских внешнеполитических приоритетов.