Госсобрание Башкирии вчера отказалось от перехода республики к парламентской форме правления. Подавляющим большинством голосов башкирский парламент принял в первом чтении проект новой Конституции, согласно которой президент республики является одновременно главой субъекта РФ и председателем местного правительства. То есть на третий президентский срок Муртаза Рахимов заступит, по-прежнему именуясь президентом, но с существенно расширенными полномочиями. К примеру, Конституцией предусматривается право президента на досрочный роспуск Госсобрания, а сам глава республики, возглавляющий одновременно и правительство, будет назначать и освобождать с согласия местного парламента премьер-министра, образовывать и ликвидировать республиканские министерства и госкомитеты и их руководителей, подписывать или отклонять местные законы. Любопытно отметить, что вся процедура утверждения Конституции в первом чтении заняла лишь четыре минуты.
По всей видимости, "добро" на дальнейшее правление именно президентской республикой Муртаза Рахимов поучил у Владимира Путина на встрече в минувший понедельник. После чего Госсобранию, в котором у Рахимова есть гарантированное большинство голосов, ничего не оставалось делать, кроме технической реализации отказа от республиканской конституционной реформы. С одной стороны, после столь ярко заявленных преобразований в структуре властных органов Башкирии шаг Рахимова выглядит странным. Но не менее странно в глазах рахимовского электората выглядела и сама идея реформы. Ведь понятно, что серьезных конкурентов на выборах у нынешнего главы Башкортостана нет, а та властная вертикаль, которая была выстроена Рахимовым за десять лет его правления, устраивает сегодня и региональную элиту, и народ.
Фактически получилась классическая политтехнология, апробированная еще Иваном Грозным, который уходил в монастырь и ждал, пока за ним придут и будут просить вернуться. Правда, у Рахимова, судя по всему, это получилось случайно. Он искренне затевал реформу, а когда выяснил, что он популярнее, чем сам предполагал, решил не испытывать судьбу. Напомним, что после публичного выдвижения идеи о переходе республики к парламентской форме правления власти Башкортостана предложили всенародно обсудить проект новой Конституции. И вчера в ходе обсуждения проекта Основного закона республики заместитель председателя комитета по конституционному законодательству Фаниль Тайопов заявил, что в парламент поступило более 50 тысяч подписей жителей республики, которые высказались за сохранение существующей президентской системы. Республиканские элиты опасались, что при переходе к парламентской форме правления власть Рахимова, очевидно, ослабнет и Москва отныне ни с ним, ни с кем-либо другим считаться уже не будет. Народу же, видимо, никакой свободы и демократии не надо, он хочет лишь стабильности.
Тем не менее отказ от перехода Башкирии к парламентской форме правления уже вызвал сожаление у спикеров обеих палат Федерального собрания. Так, председатель Совета Федерации Сергей Миронов вчера заявил, что "Башкортостан отказался от очень хорошей идеи". А спикер Госдумы Геннадий Селезнев посетовал на то, что такая реформа "стала бы в России экспериментальным опытом перехода к парламентской республике".