Вчера Владимир Путин побывал в Министерстве обороны РФ, где встретился с руководящим составом армии и флота. Хотя совещание с его участием было запланировано на 11.00, уже в 10 часов утра все генералы, а также приглашенные министры и военачальники из других силовых структур находились в фойе, ожидая приезда Верховного главнокомандующего. Президент по обыкновению немного опоздал, зато представителям СМИ был приготовлен сюрприз: за несколько минут до начала совещания журналистам объявили, что они могут выслушать не только выступление главы государства, но и доклад министра обороны. Такое случилось впервые. Как и то, что этот доклад делал не начальник Генштаба, а глава военного ведомства.
Выступая перед комсоставом, президент определил борьбу с терроризмом как главную задачу армии и флота. Он особо подчеркнул, что в связи с новыми военными угрозами в план применения войск и концепцию национальной безопасности страны вносятся существенные изменения. Как положительный фактор глава государства оценил стабильное финансирование военного бюджета страны, однако не преминул пожурить Минобороны за то, что оно еще "слабо контролирует расходование средств в войсках". Путин поручил военному ведомству взять под особый контроль вопрос о неуставных отношениях в армии, особенно связанных с применением оружия. Отдельно глава государства остановился на вопросе перевода армии на контрактную основу. По словам президента, эксперимент в Псковской дивизии показал, что этот процесс "трудно, но все-таки идет".
Выступление Путина длилось всего пять минут и резко контрастировало с тем, о чем потом сказал Сергей Иванов. В течение часа министр обороны приводил множество фактов, примеров и цифр, характеризующих возросший уровень боевой готовности войск в 2002 году. Он заявил, что это стало возможным благодаря стабильному финансированию. Однако позже, говоря о критическом положении армии, министр посетовал, что именно недостаток финансирования привел к тому, что в войсках не решены проблемы с жильем, военная техника безнадежно стареет, а в вооруженные силы поступают только единичные экземпляры вооружений. Иванов привел численность армии - почти 1,2 млн. военнослужащих и 800 тыс. гражданских служащих, но ничего не сказал о необходимости их сокращения.
Совещание в Минобороны оставило двоякое впечатление. С одной стороны, журналистам как бы продемонстрировали открытость военного ведомства, "засыпав их цифрами". С другой - кроме выступления президента о разрабатываемых новых функциях для войск ничего нового в плане подходов к военному строительству не прозвучало. Разве что министр вспомнил про необходимость координации действий силовых структур в борьбе с терроризмом. Оценивая итоги военной операции в Чечне, Иванов констатировал, что федеральным силам "не удалось полностью перекрыть каналы поступления боевикам на Северном Кавказе оружия, боеприпасов и финансовых средств". В связи с этим он высказался за уточнение "совместно с Министерством внутренних дел и ФСБ тактики наших действий в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе".
Между тем выступление Сергея Иванова все же блеснуло новацией. В заключение своего доклада министр обороны обратился к Владимиру Путину с просьбой поддержать предложения ветеранов армии и действующих офицеров о том, чтобы вернуть на воинское знамя пятиконечную звезду. "Звезда для военнослужащих святое понятие", - подчеркнул он. Путин не заставил себя ждать и, выйдя на трибуну, заявил, что поддерживает инициативу Минобороны. В зале раздались бурные аплодисменты.