"Мы голосовали за поправки в закон о СМИ только потому, что понимали - новый закон не за горами". Так глава комиссии Совета Федерации по информационной политике Дмитрий Мезенцев прокомментировал вчера вето, наложенное президентом на единодушно одобренные недавно верхней палатой законы о СМИ и о борьбе с терроризмом. По словам Мезенцева, в ближайший четверг комиссия по информационной политике проведет заседание, в котором примут участие члены Индустриального комитета. На нем будут обсуждаться и состав согласительной комиссии, и методы совершенствования отклоненного главой государства документа, а также абсолютно новый проект Закона "О средствах массовой информации", который представит глава Индустриального комитета Константин Эрнст.
В целом же к вето президента сенаторы отнеслись спокойно. Спикер СФ Сергей Миронов считает, что в произошедшем "нет ничего экстраординарного". А его первый заместитель Валерий Горегляд заявил, что создающаяся комиссия намерена привлечь самый широкий круг экспертного сообщества, а также представителей ведущих медийных структур, чтобы поправки носили комплексный характер. При этом он по-прежнему считает критику в адрес прессы справедливой, а ныне действующий закон о СМИ несовершенным. На Охотном Ряду вчера днем еще не видели текста президентского вето, полагая, что он поступит в Думу позднее. Впрочем, для большинства депутатов это не имело никакого значения, поскольку они заранее решили, что согласны со всеми замечаниями Путина. С одной стороны, как комментировали многие законодатели, обе палаты парламента могут учесть пожелания президента, после чего выносимый на голосование законопроект будет считаться принимаемым в редакции главы государства. Это можно сделать очень быстро. С другой стороны, Путин приказал думцам дождаться самоорганизации журналистского корпуса и добровольного наложения им на самого себя определенных ограничений. Поэтому с новыми поправками депутатам придется, видимо, несколько притормозить. Впрочем, думцы утверждали, что не уверены в способности СМИ выработать какую-то единую позицию. Так что депутатам будут скорее всего представлены наработки близких к исполнительной власти или же вовсе государственных СМИ, которые после некоторых корректировок в кремлевской администрации и будут выданы за общее мнение всей прессы. Их и включат в законопроект в качестве поправок, жесткий срок для которых уже определен - не позднее февраля 2003 года.
Между тем вчера вечером началось заседание Индустриального комитета, который намерен рассмотреть новую редакцию закона о СМИ. Предполагается, что именно в законе будет отдельная глава, регламентирующая работу журналистов во время чрезвычайных ситуаций. Кроме этого члены комитета обсудят вопрос о принятии антитеррористической конвенции. Напомним, что Индустриальный комитет был создан в июне 2002 года по предложению министра печати Михаила Лесина. Эта организация носит форму некоммерческого партнерства, а ее учредителями и членами на сегодняшний день являются 29 представителей медийного сообщества. Среди приоритетных задач комитета - постоянный обмен информацией между крупнейшими медиаструктурами, развитие и внедрение новых технологий в СМИ, осуществление крупных социальных проектов.
В ближайшее время состав комитета пополнит главный редактор радио "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. На вопрос корреспондента "НГ" о том, не станут ли после всех согласований поправки к закону о СМИ еще жестче, Венедиктов ответил: "Получиться может все что угодно. Мои претензии к этим поправкам состоят в том, что они были не конкретными. А неконкретика - это всегда выборочное оружие. Тогда его можно применять не ко всем, а только к нелюбимым. И не всегда, а только тогда, когда хочется. Это должны быть унифицированные правила для СМИ. Закон должен иметь юридическую форму, а не публицистическую. Поскольку я тоже буду участвовать в работе над поправками, я сделаю все, чтобы минимизировать ущерб для журналистов и получателей информации".
Федеральное собрание: мы свое возьмем
Юрий Шарандин, председатель комитета СФ по конституционному законодательству
Отклоненные законы были ничуть не хуже, чем те, которые сейчас существуют. Например, закон о борьбе с терроризмом уже предусматривает, что границы зон антитеррористической акции устанавливаются штабом по проведению антитеррористической операции. Новая норма, которая предлагалась, хоть немножко, но конкретизировала эту позицию. Она не была идеальной, но все-таки это был небольшой шаг вперед. Поэтому говорить о том, что внесенные поправки были плохи, нельзя. Они не были исчерпывающими, и это явилось основанием для наложения вето. Поэтому для меня вето президента - это не финиш. Это означает, что поправки должны быть более глубокими и как можно более подробными. Кто будет входить в комиссию по доработке законов? Определенно можно сказать, что в комиссии будут депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, работники правоохранительных органов и обязательно журналисты.
Геннадий Райков, лидер депутатской группы "Народный депутат"
Мы считаем, что закон мы приняли правильный, а решение президента - не юридическое, а политическое. Я считаю, что это политическое решение президента - тоже правильное. Что касается согласительной комиссии... Когда сядем за стол, тогда посмотрим, что нам будет предложено. Потому что только об одном пункте, в котором говорится о пропаганде и оправдании террористов, можно сказать, что его возможно истолковать двояко. Что ж, если это необходимо, то мы пропишем его юридически четко.
Олег Морозов, лидер депутатской группы "Регионы России"
Мы уважаем позицию президента, но считаем, что его решение не связано с содержанием закона. Этот закон не настолько плох, чтобы можно было на его основании безоговорочно признать правоту журналистов. Другими словами, мы считаем выбор президента политическим, направленным на то, чтобы еще раз, учитывая значимость СМИ в обществе, учесть их мнения и предложения. Более того, именно президент предложил, чтобы поправкам к закону предшествовала добровольно выработанная журналистским сообществом некая хартия поведения в экстремальных ситуациях. Чтобы они сами для себя определили правила, а затем эти правила могли бы приобрести правовое толкование в нормах закона.
Вячеслав Володин, лидер думской фракции "Отечество - вся Россия"
Президент не только отклонил поправки, но и обратился к руководителям палат парламента с тем, чтобы депутаты смогли поработать над законопроектом и снять все шероховатости. Одновременно и журналистское сообщество будет вырабатывать свой кодекс профессионального поведения. Я, кстати говоря, хочу напомнить, что закон разрабатывался, обсуждался в комитетах и на пленарных заседаниях еще до трагических событий с захватом заложников в Москве. Сами журналисты достаточно равнодушно относились к этим дискуссиям. Поэтому многие вопросы, которые, может быть, требуют совместного обсуждения, и остались за кадром. Журналистам нужно было вносить предложения на той стадии, когда законопроект проходил предварительное обсуждение в комитетах.