- Владимир Яковлевич, Дальний Восток - самый беззащитный регион России?
- Так сказать нельзя. Правильнее будет назвать его самым сложным регионом. Прежде всего это гигантская территория, которая лежит глубоко на периферии страны, в восьми часовых поясах от центра. Отсюда большая протяженность внешних границ, слабость внутренних коммуникаций, удаленность пунктов дислокации войск и базирования военно-морских сил. Кроме того, регион, к сожалению, слабо заселен, и численность его населения устойчиво снижается. То есть контролировать такую территорию очень непросто. Между тем этот край богат самыми разнообразными ресурсами и, следовательно, экономически привлекателен. А по соседству располагаются страны, которые густо населены, живут довольно бедно и, по-видимому, нуждаются в новых источниках существования. Понятно, что с точки зрения национальной безопасности этот регион вызывает больше беспокойств, чем многие другие.
- Имеются в виду военные угрозы?
- Совсем нет. По оценке Генштаба, дальневосточное стратегическое направление не является опасным, если иметь в виду возможность вооруженного вторжения на нашу территорию. На ближайшие 10-15 лет мы не прогнозируем таких конфликтов. У нас достаточно дружественные отношения с Китаем и Вьетнамом, а те проблемы, что существуют с Японией, мы уверены, будут решены дипломатическим путем. Поэтому тот комплекс мер, который намечается утвердить на заседании Совета безопасности, не является реакцией на какой-то конкретный вызов.
Но у военных есть принцип: порох надо держать сухим. И в соответствии с этим ставится задача привести региональную группировку войск и силы флота в то состояние, которое соответствовало бы уровню современных угроз. При этом мы, естественно, учитываем, насколько актуальной сегодня становится угроза международного терроризма. Азиатско-Тихоокеанский регион в этом смысле не является спокойной зоной - вспомним хотя бы ужасные теракты на Филиппинах и в Индонезии. Определенное беспокойство вызывает ядерная программа Северной Кореи.
- Планируется ли увеличение войсковой группировки, охраняющей Дальний Восток?
- Увеличение не планируется. Сил и средств там достаточно, надо только структурно выстроить их так, как требуется в сегодняшних условиях. Например, уточнить состав и дислокацию войск, особенно соединений и частей постоянной готовности. Привести организационно-штатную структуру в соответствие с объемом решаемых задач. Уточнить параметры мобилизационного развертывания и т.д.
- Решения, которые планирует принять СБ, касаются только военного аспекта безопасности?
- Нет, чисто военные проблемы и задачи занимают довольно скромное место. Во-первых, объективно оценивая внешние и внутренние угрозы национальной безопасности, мы видим, что внутренних у нас больше и они реальнее, чем внешние. Во-вторых, даже военные проблемы сплошь и рядом имеют в своей основе общеэкономические и социальные корни. Есть, скажем, трудности с комплектованием войск, с материально-техническим обеспечением, с наличием и подачей мобилизационных ресурсов в случае конфликта. Они к нам не извне подброшены, это наши собственные недостатки. Если из-за оттока населения возникают трудности с содержанием войск, то военными средствами дело не поправишь - нужен комплекс мер по приостановке миграции. И такие предложения представлены Совету безопасности.
На Дальнем Востоке развитая оборонная промышленность, прежде всего авиационная и судостроительная. Но многие предприятия работают с недогрузкой, не имеют долгосрочной перспективы. Это опять же наши, внутренние трудности. Поэтому мы прошлись по каждому предприятию и конкретно расписали, как кому помочь.
Хотя в названии документа, подготовленного для СБ, ключевое слово - "безопасность", на самом деле там изложена долгосрочная стратегия развития Дальневосточного федерального округа. Охвачены все сферы жизнедеятельности: недропользование, лесная промышленность, добыча рыбы, система образования, демографическая ситуация, криминогенная обстановка, уровень доходов... То есть анализ проведен комплексный, и решение, мы надеемся, будет таким же.
- Специфическая проблема этого региона - мощный миграционный поток с юга.
- Речь идет о мирной экспансии, но, безусловно, нужны решения, регулирующие этот процесс. Как нам представляется, необходимы межправительственные соглашения с Китаем, с КНДР, с Вьетнамом о совместных действиях по пресечению незаконной миграции. А со стороны наших предприятий и организаций - внедрение системы квот для приглашения иностранных рабочих.
- Это, кажется, единственное из названных вами мероприятий, которое не требует больших расходов. А на все остальное, как я понимаю, нужно много-много денег...
- Конечно, если решение не обеспечено финансами, то это и не решение. Но деньги можно найти в самом округе. В наших материалах показано, где и как их взять. С Дальнего Востока слишком много добра уплывает в другие края, в том числе и за кордон. Только от незаконного вылова и вывоза морской продукции казна теряет миллиарды долларов ежегодно. Да примерно столько же от браконьерских лесозаготовок. Деньги есть - нужен только порядок. На обеспечение порядка как раз и нацелен подготовленный Советом безопасности комплекс мер.