Владимир Путин дал старт еще одной реформе. На прошлой неделе он направил в Госдуму проект Закона "О системе государственной службы Российской Федерации". В свое время, когда президент огласил намеченные им реформы, многие наблюдатели опасались, что количество обиженных этими пертурбациями граждан в стране может быть так велико, что главе государства будет просто не на кого опираться. Но теперь уже понятно: найдено универсальное средств проведения реформ без излишней обиды реформируемых. Его суть заключается в том, что последние должны сами придумывать все необходимые правила и исключения из них. Напомним, что если федеративная реформа, к примеру, была проведена без большой оглядки на региональные элиты, то перестройка муниципальной системы отдана в руки наименее заинтересованных в ней сил. Судебная же реформа, начинавшаяся на независимой основе, в конце концов была полностью передана на откуп судейским и прокурорским. Военную реформу у нас в стране делают военные, милицейскую - в МВД. Вот и реформу госслужбы отдали верховной властной структуре - администрации президента.
Суть представленного в Думу законопроекта о системе государственной службы очень проста. Служба делится на два рода: федеральную государственную и региональную государственную гражданскую. В свою очередь, первый род разделяется на три вида: федеральную государственную гражданскую, военную и правоохранительную. По каждому из этих видов должен быть принят отдельный закон, в котором и будут оговорены самые интересные подробности.
Впрочем, вся госслужба все равно останется единой системой, позволяющей чиновникам перемещаться в ней как по горизонтали, так и по вертикали. Более того, в проекте - вопреки конституционной норме и в противоречие с принципами другой президентской реформы - записано, что и муниципальный уровень, как выборный, так и наемный, будет связан с госслужбой. Во всяком случае, при определении общего стажа чиновника перед пенсией. Президент в законопроекте записал за собой право утверждать списки госдолжностей и устанавливать соотношение званий и должностей в различных родах и видах госслужбы, а депутатов он попросил обсудить и принять закон в первоочередном порядке.
Представитель главы государства на Охотном Ряду Александр Котенков сообщил корреспонденту "НГ", что в первом чтении проект закона может быть принят в декабре, а окончательное его одобрение можно ожидать в феврале-марте будущего года. Именно к этому времени должны появиться и проекты "видовых" законов, которые, по словам Котенкова, будут писаться не с нуля, а на основе уже действующих специальных законов.
Представленный Путиным законопроект - это следствие подписанной им же федеральной программы реформирования госслужбы. Вот в ней-то и вылезает наружу чиновничья суть затеянного дела, которая заранее ставит под сомнение возможность достичь даже такой цели, как "повышение эффективности госслужбы в интересах укрепления государства и развития гражданского общества" (цитата из Указа президента # 1336 от 19 ноября 2002 г.). Зато об интересах отдельных чиновников уже можно не волноваться, потому что за три года им предстоит освоить более 539 млн. руб., из которых 296 млн. пойдет на некую научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность, а 243 млн. - на "прочие нужды", в данном документе не расшифрованные.
Откровенно меркантильный интерес чиновников, причем достаточно высокого ранга, в создании для себя лучшей жизни "в соответствии со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями" хорошо заметен и в статистических материалах, сопровождающих программу. Среди общих жалоб на непропорциональный общероссийскому половозрастной состав госслужащих есть, например, данные о разнице оплаты труда чиновников по сравнению с негосударственным сектором экономики. Так вот, для высших управленцев она составляет 10-15 раз, для среднего звена - 7-10, а для низшего - 5-7 раз. Даже мелкие клерки в частном бизнесе получают в 1,5-3 раза больше, чем всякие референты и делопроизводители в госсекторе.
Таким образом, можно предположить, что в бюджетах будущих лет раздел "Государственное управление" перестанет быть мишенью для сокращений, потому что российское чиновничество намерено повышать привлекательность своего труда. Об этом в программе говорится много, но вот для другой проблемы госуправления, которое для краткости называют "коррупцией", у разработчиков нашлась всего лишь одна обтекаемая фраза. Необходимо "внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики госслужащих", - считают они. Между тем о коррупции все говорят уже открыто. Например, глава Федеральной энергетической комиссии Георгий Кутовой, выступая недавно в Думе, сказал, что, как только в их системе молодой специалист набирается опыта и понимания, он тут же уходит в те самые естественные монополии, за которыми до этого он наблюдал. Ясно, что такие кадровые перемещения как раз и являются расплатой за небрежное отношение чиновников к "конфликту интересов".
Но в программе реформирования госслужбы нельзя найти даже намека на ранее любимую тему "ухода государства из экономики и общественной жизни". Наоборот, федеральные чиновники сетуют на лучшие условия труда и зарплату даже их региональных коллег и твердо намерены изменить ситуацию уже в течение трех ближайших лет. Понятно, что если задача эта будет выполнена, то количество госслужащих значительно увеличится. Причем многие из них будут приходить на госслужбу с одной лишь целью - продать какой-то кусок своих полномочий или информации коммерсантам, чтобы потом благополучно к ним и перейти.