Брюссельские соглашения Европейского союза и России о порядке транзита из Калининграда через Литву вызвали множество дискуссий как в Литве и России, так и в странах ЕС.
Литва при обсуждении вопросов транзита выступала с ясной позицией: любые соглашения должны соблюдать принципы суверенитета Литвы, не должны препятствовать нашему членству в Шенгенском договоре и последующему снятию внутренних границ между Литвой и Европейским союзом.
Переговоры всегда завершаются достижением компромисса, и ни одна сторона не может сказать, что были осуществлены абсолютно все ее требования. Хотя мы в Вильнюсе не скрываем, что еще остается много вопросов, связанных с тем, как будут претворяться в жизнь эти договоренности. Однако результат переговоров оцениваем в общем как благоприятный для Литвы.
Тем не менее хотел бы подчеркнуть, что в Брюсселе были определены только рамки решений по калининградскому транзиту. Претворение их в жизнь будет зависеть от того, как скоро и успешно мы, все заинтересованные стороны, заполним эти рамки конкретными деталями. С этой целью уже проводятся встречи экспертов Литвы и ЕС, надеюсь, что в ближайшем будущем начнем консультации и с российскими партнерами.
Много задач предстоит решить и на переговорах между Литвой и Россией. В соответствии с договоренностями в Брюсселе до 30 июня 2003 года должно быть заключено и вступить в силу литовско-российское соглашение о реадмиссии, предполагающее возвращение и принятие граждан третьих стран. Переговоры по реадмиссии начнутся и между Европейским союзом и Россией. До окончания этого года мы ожидаем разрешения российского правительства на расширение литовского консульства в Калининграде и учреждения нового консульства в городе Советске в Калининградской области. Положительного решения по открытию консульских учреждений от российских властей ожидают и некоторые страны - члены ЕС.
При обсуждении льгот для поездок литовских граждан в Россию и российских в Литву мы предлагаем принцип взаимности, то есть использовать те льготы, на применение которых будут согласны и наши партнеры. Наконец, мы ожидаем выполнения взятых обязательств по ратификации договора о границе между Литвой и Россией. Также будем говорить о совместных усилиях по борьбе с нелегальной миграцией, контрабандой, торговлей оружием, терроризмом. Это очень серьезные проблемы, которые беспокоят и Россию.
Идея мчащегося из России в Калининград и обратно через Литву скорого поезда еще недавно вызывала улыбку. Однако в брюссельских документах скорый поезд упоминается среди реальных возможностей транзита. Будут ли все страны Шенгенского договора и Литва считать это надежным способом транзита - на этот вопрос еще предстоит ответить. Любые новые предложения о транзите должны стать частью шенгенского права. Только после такого решения мы сможем приступить к обсуждению технических и финансовых вопросов. Создание условий для такого скорого поезда обошлось бы в сотни миллионов, если не в миллиарды долларов. Поэтому судьба транзитного экспресса прояснится только после изучения всех аспектов такого предложения.
Во время встреч с нашими коллегами в Москве и Брюсселе мы всегда подчеркивали, что сотрудничество между Европейским союзом, Литвой и Россией по вопросам развития Калининградской области не сводится только к решению проблемы транзита. В свете расширения ЕС мы видим Калининградскую область как уникальную часть России, которая может стать важным элементом отношений между ЕС и Россией.
Кроме того, мы уверены, что вступление Литвы в ЕС откроет новые возможности сотрудничества в сферах экономики, транспорта, энергетики, экологии. Уже сейчас Калининградская область для Литвы - привлекательный и перспективный партнер торгово-экономических отношений. В настоящее время в Калининградской области зарегистрировано 477 совместных литовско-российских предприятий. С каждым годом увеличивается товарооборот.
Калининградская область постепенно включается в процесс регионального европейского развития, определяя свое место в Европейском сообществе. Регион Балтийского моря, как среда для конструктивного сотрудничества между ЕС и Россией, представляет особый шанс Калининградской области стать важной политической, экономической и интеллектуальной точкой соприкосновения между разными странами, народами и культурами.