Вчера министр обороны Сергей Иванов докладывал правительству разработанный Генштабом проект концепции построения новой армии в России. Как отмечают очевидцы, доклад прозвучал уверенно, поскольку накануне, 19 ноября, министр заручился по этому вопросу поддержкой президента. Именно ему Сергей Иванов рассказал об особенностях документа, обосновывающего необходимость перевода войск на профессиональную основу. Особенности эти отстаивает военное ведомство, но с ними не согласны правительство и партии, выступающие за проведение военной реформы. Минобороны предлагает экстенсивный путь формирования в стране профессиональной армии до 2011 года. СПС и "ЯБЛОКО" считают возможным более ускоренный вариант и отказ от призывной системы уже с 1 января 2004 года.
Впрочем, накануне заседания правительства "яблочники" подставили сторонникам Немцова подножку. Зампред думского комитета по обороне Алексей Арбатов заявил журналистам, что план СПС по переводу армии на профессиональную основу из рук вон плох. По мнению "ЯБЛОКА", службу по призыву надо сократить не до шести месяцев, а до нуля, потому что резервистов сейчас столько, что их хватит на 15 лет вперед. А действующая армия должна быть целиком профессиональной. Проект же правых, считает Арбатов, заводит дискуссию о военной модернизации в тупик: в центре внимания оказывается вопрос о сроке службы, а вовсе не идея радикального сокращения ВС и их профессионализации. Эта критика, разумеется, серьезно ослабила позиции оппонентов Минобороны. Теперь генералы могут сказать: если вы даже со своими политическими союзниками не можете договориться, то ваш проект военной реформы очень сомнителен.
Впрочем, точка на документе о военной реформе вчера так и не была поставлена. Как явствует из материалов заседания правительства, предложенный Ивановым документ будет дорабатываться. В окончательном виде его доложит президенту страны не глава Минобороны, а премьер Михаил Касьянов с учетом многочисленных поправок членов правительства, независимых экспертов и политиков. Однако не факт, что в Кремль попадут коллективно выработанные идеи, а не субъективный доклад министра обороны. Ведь Иванов, судя по всему, уже смог убедить президента в правоте своих идей. Сегодня начались традиционные сборы руководящего состава ВС РФ, на которых запланировано выступление Верховного главнокомандующего. Возможно, Владимир Путин скажет своим генералам именно то, что они хотят от него услышать, поддержав именно точку зрения силовиков. Сделать это его побуждают не только политические мотивы (надвигающиеся выборы, сложная внешнеполитическая ситуация, война в Чечне и т.п.), но и здравый смысл. По мнению многих кремлевских экспертов, бывших военных, сегодня Генштаб является единственным институтом в стране, который способен грамотно разработать основные принципы обеспечения обороноспособности государства.
Министр обороны уточнил, что его доклад связан не только с проблемами формирования профессиональной армии, но и с общими принципами военного строительства в стране. Как сообщил корреспонденту "НГ" высокопоставленный представитель военного ведомства, эти принципы, во-первых, связаны с идеей формирования мобильных войск. Сергей Иванов считает, что в России, которая имеет по площади самую большую территорию в мире, мобильность войск должна основываться на тех возможностях, которые таят в себе Воздушно-десантные войска. Во-вторых, эти принципы касаются формирования войск постоянной боевой готовности. Их сейчас в России явно недостаточно. Поэтому их создание и функционирование - одна из главных задач Минобороны. Богатый опыт здесь принадлежит опять-таки десантным войскам. ВДВ - единственный род войск, резерв Верховного главнокомандующего, который полностью укомплектован частями постоянной боевой готовности.
В-третьих, по Иванову, в развитии войск профессиональная армия - не самоцель, а способ восполнить неукомплектованность армии и флота в связи с ожидающейся в 2005-2008 гг. так называемой демографической ямой. И если "Союз правых сил" рассматривает создание армии на контрактной основе прежде всего как способ отказаться от "дедовщины" в войсках и непрофессионализма воинов в Чечне, то Генштаб в контрактной армии видит возможность решать боевые задачи без применения аппарата насилия, связанного с призывом юношей на военную службу. Добровольная армия более дееспособна, однако для такой страны, как Россия, это очень дорогое удовольствие. При этом, как показывает опыт, добровольность военной службы может быть основана и не на материальных факторах. Таким образом, у руководства страны, видимо, складывается впечатление, что идеям Минобороны о формировании профессиональной армии нет достойной альтернативы. Но здесь забыт один из главных принципов демократического государства - система не в состоянии сама себя реформировать.
В эти дни в 76-й ВДД работает комиссия, возглавляемая командующим ВДВ Георгием Шпаком. "Эксперимент по формированию в Псковской дивизии профессиональных частей и подразделений полностью провален. К 1 декабря мы не сможет, как это запланировано, укомплектовать 104-й полк. Не хочет народ идти в контрактники на тех условиях, которые им сейчас предлагает государство. Оно пока экономит даже на эксперименте, лишая потенциальных контрактников возможности иметь материальные стимулы", - такое признание сделал корреспонденту "НГ" один из представителей штаба ВДВ, просивший не называть его фамилию. Он сказал, что Генштаб обвиняет в этом лично Георгия Шпака. Хотя, по мнению офицера, Шпак здесь ни при чем. Виновата система.