На следующей неделе Владимир Путин должен подписать принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации поправки к закону о СМИ. Или наложить вето на этот подправленный депутатами и сенаторами законопроект, который существенно ограничивает журналистов в правах на свободу слова. Президенту предстоит сделать нелегкий выбор: или предстать в глазах общества (особенно западного) в образе главы государства, который реально вводит в стране цензуру, или, несмотря ни на что, остаться демократом. На одной чаше весов - не только мнения законодателей-центристов, но и многочисленные "просьбы трудящихся". На другой - призывы представителей правых партий и журналистских сообществ не торопиться душить прессу, а дать ей возможность самой осознать свои ошибки и "самоорганизоваться".
Вчера с таким обращением к Владимиру Путину выступил Индустриальный комитет, руководители ведущих российских СМИ, "Медиасоюз", Союз журналистов России, Национальная ассоциация телевещателей, Фонд защиты гласности и ряд других организаций. На подписании этого документа присутствовал и глава Минпечати Михаил Лесин, который, как сообщает Интерфакс, допустил, что СМИ, возможно, правы, когда говорят о том, что принятые к закону о СМИ поправки не решают поставленной задачи.
В письме к президенту, в частности, говорится, что "принятие подобных законодательных актов без учета опыта и мнения средств массовой информации, тем более без определенного конкретного механизма реализации, повлечет за собой существенное замедление и торможение процесса самоорганизации журналистского цеха, приведет к обратному эффекту - к устранению ряда СМИ от объективного освещения событий, а также от освещения ключевых проблем страны с государственных и гражданских позиций". Авторы обращения признают, что некоторые действия журналистов и СМИ во время последнего теракта в Москве были неверными, но отчасти эти ошибки были вызваны недоработками государственных органов, проводящих контртеррористическую операцию.
Поскольку с обращением выступили не только независимые, но и зависимые от государства медийные организации, можно судить о том, что это не спонтанная, а заранее проговоренная с властью акция. Не случайно, что именно в этот момент появились и сочувственные слова Михаила Лесина о том, что он готов поддержать российские СМИ при разработке правил регламентации деятельности журналистов в экстремальных ситуациях, и заявление Олега Добродеева о том, что "подобные ситуации не решаются кавалерийской атакой, изменить в такие сроки закон о СМИ - все равно что снабжать старые "Жигули" новыми ремнями безопасности". Скорее всего это говорит о том, что решение, возможно, уже выработано - президент не подпишет поправки к закону о СМИ "под давлением общественности". Разумеется, при условии, что журналисты возьмут на себя обязательства по "самоограничению".
Если эта схема сработает, то будет проведена серьезная и грамотная пиар-акция президента, которая прибавит Владимиру Путину немножко политических очков на фоне крайне неудачных для него последних двух политических недель. Правда, при этом Кремлю придется пожертвовать репутацией двух палат российского парламента, которые выступили по отношению к прессе как законченные ретрограды. Но это уже не впервые.
Между тем в Госдуме почему-то уверены в том, что законопроект, находящийся сейчас на подписи у президента, будет им подписан. Депутаты поняли это еще 14 ноября, когда лидеры всех думских фракций встречались с Владимиром Путиным. Как раз накануне этой встречи Совет Федерации внушительным большинством в две трети голосов поддержал поправки, вводящие ограничения для СМИ в самом широком контексте. Тогда лидер "ЯБЛОКА" Григорий Явлинский посоветовал президенту отклонить закон и внести в Думу свой вариант с четкими формулировками. Но лидеры других фракций тут же заявили Путину, чтобы он этого ни в коем случае не делал. Как сообщил корреспонденту "НГ" один из участников думского похода в Кремль, глава группы "Народный депутат" Геннадий Райков сказал президенту, что его вето будет немедленно преодолено, поскольку и нижняя, и верхняя палаты приняли закон более чем двумя третями голосов. И Путин шутливо ответил, что теперь ему придется закон подписывать.
Впрочем, некоторую надежду противникам законопроекта придавало то обстоятельство, что с момента утверждения его Советом Федерации одна из двух недель, отведенных по Конституции на президентские раздумья, уже прошла. Тогда как обычно Путин подписывает те законы, в которых он не сомневается, фактически в течение нескольких дней. Однако выяснилось, что законопроект поступил на стол президента только в нынешний понедельник, так что двухнедельный отсчет еще лишь начался. Заметим, что представитель Путина в Думе Александр Котенков в интервью "НГ" заявил о том, что проект закона о внесении изменений и дополнений в федеральные законы о СМИ и о борьбе с терроризмом президентом будут подписаны обязательно. В этом лично Котенков не сомневается.