Неожиданный альянс образовали московские отделения СПС, "ЯБЛОКО" и КПРФ. Правые и левые решили выступить единым фронтом против столичного правительства. Прежних идейных врагов сплотила модная нынче тема местного самоуправления. Поводом послужил принятый перед ноябрьскими праздниками Московской городской Думой закон об организации местных органов власти. По мнению оппонентов, вместо того чтобы узаконить в Москве самоуправление, он на самом деле его ликвидировал. И теперь сторонники Немцова, Явлинского и Зюганова хотят обжаловать решение городских депутатов в судебных инстанциях, написать петиции мэру и президенту, добиться проведения городского референдума или на худой конец обратиться за помощью к Дмитрию Козаку.
История этого вопроса связана с институтом районных советников, который был создан в Москве в 1999 году. Предполагалось, что исполнительной властью будут управы, а представительно-законодательной - районные собрания. Но возможности и тех, и других оказались слишком малы, чтобы москвичи заметили появление новой демократической инстанции. Все эти годы шли споры о том, как сделать эту систему более адекватной реальности. Корни этого спора - в необычном положении столицы. С одной стороны, это субъект Федерации, что предполагает еще один, низовой уровень власти. А с другой стороны, Москва - это город, который не так-то просто разделить на самостоятельные административные единицы со своими автономными хозяйствами.
Депутаты Мосгордумы решили поставить точку в этом споре. Своим законом, принятым 6 ноября, они фактически заявили: власть - это одно, а самоуправление - нечто другое. Всем районным хозяйствам должны распоряжаться чиновники, подотчетные городскому правительству: с будущего года появятся назначаемые управы районов вместо нынешних самостоятельных районных управ. Но население тем не менее вправе избирать себе представительные органы под названием "муниципальные образования". Другое дело, что по полномочиям это будут практически общественные организации. Они могут лишь давать чиновникам свои рекомендации. А из реальных властных функций у них останутся только две: разрешать молодым жителям подшефной территории вступать в брак раньше положенных 18 лет, а также регистрировать домашних животных.
Руководителям районных управ со всем их хозяйством предложено перебраться в управы районов (и многие уже согласились), а вот что делать избранным советникам, неизвестно. Ясно лишь, что в лице этих советников городские власти получили десятки, если не сотни потенциальных оппозиционеров. Этим, естественно, не могли не воспользоваться местные парторганизации. Правые, коммунисты и "яблочники" решили пренебречь старыми идеологическими разногласиями и выступить в авангарде тех, кто недоволен новыми столичными порядками. Не исключено, что эта карта может оказаться козырной во время выборов.
Теперь баталии перемещаются в Госдуму. Согласно последним поправкам, внесенным в законопроекты Дмитрия Козака, мэрии Москвы и Санкт-Петербурга могут считаться одновременно и губернскими властями, и органами местного самоуправления. Следовательно, никаких нижестоящих избираемых органов не требуется - что и пытались все эти годы доказать Юрий Лужков и Владимир Яковлев. Однако член профильного думского комитета, один из инициаторов трехстороннего альянса Вадим Бондарь (СПС) сообщил обозревателю "НГ", что его фракция вместе с новыми союзниками будет вносить альтернативный законопроект. Его смысл состоит в следующем: районные власти двух столиц должны быть не только самостоятельными, но и решать многие вопросы местного значения. Содержание школ, детских садов, поликлиник, контроль за ДЭЗами, выдача разрешений на застройку подшефной территории - все это становится прерогативой независимых от мэрии органов. Хватит ли у оппозиционеров сил провести через Думу такой радикальный проект, пока неясно. Зато им никто не помешает продолжить чистку своих региональных рядов. По некоторым данным, положить партбилеты на стол будет предложено еще двум депутатам Мосгордумы от СПС - Ивану Новицкому и Людмиле Стебенковой - за то, что они голосовали за закон, противоречащий генеральной линии партии.