0
771
Газета Политика Интернет-версия

19.11.2002 00:00:00

Каждый третий бюджетный рубль пойдет силовикам

Тэги: бюджет, финансирование, спецслужбы


В минувшую пятницу на встрече лидеров думских центристов с вице-премьером РФ, министром финансов Алексеем Кудриным была достигнута договоренность, что расходы на борьбу с терроризмом в проекте бюджета 2003 года увеличены не будут. Депутаты и вице-премьер условились, что в постановлении о принятии бюджета будет дано поручение правительству изыскать на эти цели от 3 до 5 млрд. руб. В то же время представители Госдумы из профильных комитетов поддержали идею увеличения расходов по статьям "Национальная оборона" и "Военная реформа" на сумму больше чем 1,3 млрд. руб. Так что хотя и не существенно, но статьи расходов на оборону и безопасность все-таки увеличатся. На эти цели будет истрачен каждый третий бюджетный рубль (см. таблицу).

Это не так уж мало, если учесть, что, скажем, в странах НАТО на оборону и безопасность тратится гораздо меньший объем денег - в среднем 3-3,5% от ВВП, из них на оборону идет около 2,2%. При этом соотношение расходов на обеспечение внешней и внутренней безопасности государства там равно примерно 3:1. У нас же такое соотношение в бюджете-2003 запланировано как 1,4:1. Проще говоря, расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства в будущем году возрастут почти на треть, а на национальную оборону - всего на 10,8%. Таким образом, основные бюджетные акценты расставлены: финансирование МВД, ФСБ и других спецслужб - дело первостепенное. Прирост расходов на эти цели существенно превышает заботу власти о внешней безопасности страны. Только в 2003 году по сравнению с нынешним этот прирост составит более 1% от ВВП. Цифры огромные, и они говорят о том, что в России укрепляются военно-полицейские функции государства.

В этом можно убедиться на конкретном примере Чечни. Только для обеспечения денежного довольствия 80-тысячной группировки российских войск, находящейся там, требуется, по самым скромным подсчетам, от 8,5 до 10 млрд. руб. Если же брать во внимание расходы по ГСМ, боеприпасам, транспорту, связи и т.д., то они могут составить не менее 25-30 млрд. руб. При этом на финансирование армии идет примерно 35%, все остальное тратится на милицию, внутренние войска и спецслужбы. Как они распоряжаются этими деньгами - вопрос интересный. По словам заместителя председателя бюджетного комитета Госдумы Владислава Резника, у парламентариев "вызывает сомнение" эффективность использования закрытых статей бюджета, по которым финансируется антитеррористическая деятельность. Поэтому в ближайшее время депутаты намерены рассмотреть постановление о поручении Счетной палате РФ провести соответствующую проверку по расходованию средств этих закрытых статей.

Перекос бюджета в сторону военно-полицейских функций государства вызывает сомнение в том, что правительство вообще способно организовывать национальную оборону и безопасность. Так, глава думского комитета по обороне генерал армии Андрей Николаев считает, что, судя по параметрам запланированных расходов на оборону, "нет должных оснований предполагать существенного улучшения в 2003 году состояния и боевых возможностей Вооруженных сил". Свою озабоченность уровнем и структурой военных расходов высказал в интервью газете "Красная звезда" и аудитор Счетной палаты РФ Александр Пискунов. Он считает необходимым изменить структуру военных расходов.

Впрочем, такой подход стал очевиден уже для многих специалистов. В частности, довольно любопытный доклад с участием ведущих экспертов страны подготовил экс-министр экономики, руководитель фонда "Либеральная миссия" Евгений Ясин. В докладе предлагается кардинально сократить армию и флот - до 600 тыс. военнослужащих. По мнению Ясина, призывники должны служить шесть месяцев, являясь мобилизационным резервом страны. В армии должно остаться 200 тыс. офицеров, остальные - контрактники. Тогда, по расчетам Ясина, при нынешнем уровне военных расходов (2,6% от ВВП) можно затратить на треть больше на развитие армии, в том числе и на внутренние войска. Этот доклад, конечно, небесспорен. Но он лишний раз доказывает, что экстенсивные формы обеспечения военных расходов уже полностью себя исчерпали.

А что же Минобороны, МВД, ФСБ? Как им видится решение проблем военного бюджета страны? Пока здесь наблюдается полное согласие с правительством. Так, министр обороны Сергей Иванов заявляет, что предложенный бюджет самый "хороший" за прошедшее время. Положительно оценила оборонзаказ на 2003 год и состоявшаяся 13 ноября военная коллегия Минобороны РФ. Таким образом, самих силовиков структура и уровень военного бюджета полностью устраивает. Даже несмотря на то, что они не соответствуют ни мировым стандартам, ни потребностям военного строительства в стране.

Расходы на оборону и безопасность

Статьи бюджета

2002 г

2003 г.

1. Национальная оборона (в % к ВВП)

2,5

2,65

2. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства (в % к ВВП)

1,5

1,89

3. Общие расходы по силовому блоку (включая бюджет МЧС, пенсии бывших военнослужащих, утилизацию ОМУ и военную реформу) (в % к ВВП)

4,9

6,1

4. Расходы на операцию в Чечне (только по денежному довольствию в млрд. рублей)

8,4

9,6

Из них:

- расходы ВС РФ

3,6

5

- расходы других силовых структур (МВД, ФСБ, ФАПСИ, ФПС и т.п.)

4,4

6


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1277
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
812
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
573
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
807

Другие новости