Следует наконец отказаться от понимания случайного, эпизодического характера проводимых на российской территории террористических актов. По существу, против России ведется настоящая террористическая война, со всеми присущими такому общественно-политическому явлению, как война, признаками и вытекающими последствиями. И в данном случае с классическим определением - "продолжение политики иными, насильственными средствами" - принципиальных расхождений нет. Террористические акты тем и разнятся от обычной уголовщины, что обязательно имеют политические цели, которые достигаются насильственными средствами. В данном случае террором.
Но мало назвать вещи своими именами. Причины, условия, способы развязывания и формы ведения террористической войны против России нуждаются в глубоком и объективном анализе. Это значит, предстоит тяжелое и где-то даже нелицеприятное историческое расследование жизни России за последние 10-12 лет. Однако совершенно очевидно, что без такого всестороннего исследования экономических, политических, социальных и духовных процессов нельзя обойтись.
Один деликатный вопрос: кто из министров или руководителей ведомства дал объективный и где-то даже беспощадный анализ деятельности - своей и своих подчиненных? Кто сам себе поставил за работу "неудовлетворительно" и оставил должность? Кто прямо сказал, что его ведомство не способно в силу таких-то и таких-то обстоятельств решать возложенные на него задачи?
Причины террористических актов и деятельность различных ведомств должны стать предметом обстоятельного анализа на самом высоком государственном уровне специальной государственной комиссии, созданной по решению президента России. В ее задачу должны входить не только оценка ситуации, но и характеристика, своеобразная инвентаризация возможностей, сил и средств, которыми располагали структуры и организации накануне принятия решения на их применение. Причем материалы и выводы комиссии должны лечь в основу всей технологии назначения и выдвижения на высокие государственные должности, непосредственно отвечающие за чрезвычайно важные сферы жизни страны: экономику, государственное строительство, образование, культуру, здравоохранение, оборону и безопасность.
Нужна государственная программа выживания и развития России. На этой основе следует выстраивать, а не выдумывать концепцию безопасности Российской Федерации. На ее основе приступить к формированию концепции (доктрины) ведения контртеррористической войны. Парадокс ситуации состоит в том, что сегодня открыто говорится о том, что "нам объявлена война", что она идет уже несколько лет, а необходимых на этот случай планов у государства нет! Снова учимся всему самым тяжелым и затратным способом - на собственных кровавых ошибках.
Между тем суровая практика последних лет показала, что без военной организации вести террористическую войну невозможно. Вооруженные бандиты могут создавать структуры, в отдельных случаях сопоставимые с армейскими. Только одними спецслужбами сломить их сопротивление и уничтожить практически невозможно. Следовательно, на этот случай должны быть готовы, как мы говорим, "классические" воинские части и подразделения. В то же время террористическая война - это особая, оригинальная война, которая выходит за рамки обычных правил применения военной силы и за рамки обычных средств борьбы. Здесь как нигде подвергается уничтожающей критике формула "сила есть - ума не надо". Ум нужен и для успешного проведения обычных военных операций. Естественно, требования к нему возрастают, когда требуется применение армейских частей и подразделений в нетрадиционных условиях или против необычных целей.
Но особенно нагрузка на интеллект возрастает тогда, когда нужно комплексно задействовать "классическую" военную силу и спецслужбы, обеспечить при этом баланс задач, баланс сил и средств, не подменяя специфики деятельности каждой составляющей. Да, террористы боятся силы. Но "умной" силы, направленной по конкретному адресу, а не вообще.
Наивно полагать, что усилия государства внутри страны приведут к позитивным результатам в террористической войне, если не будет проведена работа на международной арене. Совершенно очевидно, что законы конкуренции, явное и скрытое стремление государств к мировому и региональному лидерству, а также желание воспользоваться неразберихой и неопределенностью на территории, занимающей важное стратегическое значение или содержащей огромные природные и производственные ценности, стимулировали и будут подталкивать террористические войны.
Есть все основания утверждать, что одной из причин низкой эффективности первой чеченской кампании явилось то, что упор был сделан на работу исключительно на территории Чечни. В то время как бандформирования, используя разветвленную сеть связей с внешним миром, получали поддержку на региональном и мировом уровнях. Фактически федеральные силы в деле установления конституционного строя столкнулись с двухслойной и даже трехслойной линией сопротивления.
Иностранная помощь бандитам техникой, вооружением и особенно деньгами была и остается до сих пор внушительным потенциалом терроризма. Моральная и материальная поддержка иностранных представительств и государств увеличила возможности террористов. В итоге Чечня превратилась в плацдарм террористической войны, а театр военных действий распространился вплоть до Москвы.