Вчера в Госдуме прошли парламентские слушания о процедуре изменений территориальных границ субъектов Федерации. Эксперты обсуждали, как законодательным путем регулировать объединение и разукрупнение регионов, решать приграничные споры. С самым радикальным планом выступил вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский, предложивший ликвидировать национальные автономии и объединить все регионы по географическому принципу в 15 больших губерний.
Для наглядности лидер ЛДПР показал аудитории новую цветную карту России, разделенную на 15 территорий. Картографы из партии Жириновского считают, что в каждом из регионов должны проживать минимум 10 млн. человек. Таким образом, возникают следующие губернии: Ленинградская, Вятская, Ярославская, Московская, Орловская, Воронежская, Самарская, Ростовская, Ставропольская, Челябинская, Уральская, Сибирская, Красноярская, Иркутская и Дальневосточная. Последней лидер ЛДПР в порядке исключения разрешил иметь 7-8 млн. жителей. Еще больше Жириновский потрафил Москве, прирезав к ней зачем-то Калининградскую область.
Были и другие проекты, хотя и не такие оригинальные. В материалах, розданных участникам слушаний, содержалась статья эксперта Минэкономразвития профессора Виктора Кистанова (якобы автора идеи о создании федеральных округов), предлагавшего довести количество субъектов Федерации до 20-28. Альтернативный план выдвинул зампред фракции СПС Борис Надеждин. Он считает, что перекройку карты страны следует начинать с автономных округов, поскольку сложносоставные, "матрешечные" субъекты мешают нормальному развитию территорий. Надеждин преложил экономически состоятельные округа, такие, как Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский, отпустить в свободное плавание (по примеру Чукотки), а слабые округа полностью растворить в соответствующих областях. "При всем моем уважении к таким нациям, как эвенки, коряки и т.п... ну не тянут эти территории на экономическую самостоятельность!" - сказал депутат.
Впрочем, к целям слушаний и законопроекта, который на них обсуждался, сакраментальный вопрос - сколько в России должно быть губерний - имел косвенное отношение. Депутаты думского комитета по региональной политике и приглашенные ими эксперты предлагали для начала установить общие "правила игры": кто, как и в какой последовательности должен чертить новые границы и распределять полномочия. Как заявил председательствующий депутат Виктор Гришин, без такого закона не решить 32 территориальных спора, которые ведут сегодня между собой субъекты Федерации. Чувашия спорит с Марий Эл за острова на Волге, Чечня с Дагестаном за Новолакский район, Кабардино-Балкария с Северной Осетией еще за какой-то горный участок, Приморский край с Сахалином за некие морские территории - и так до бесконечности. Они, возможно, и договорились бы, но порядок разрешения этих споров нигде не прописан.
Без нового процедурного закона, как выясняется, невозможно применить и прошлогодний, давший зеленый свет укрупнению регионов. На слушаниях выступили глава Коми-Пермяцкого автономного округа Геннадий Савельев и член Совета Федерации от Усть-Ордынского Бурятского округа Сергей Попов. Они сообщили, что население округов давно согласно объединиться соответственно с Пермской и Иркутской областями. Но не получается. Потому что областное начальство хочет округа "поглотить", а окружное требует равноправного союза. В результате дискуссия в согласительных комиссиях растянулась на многие месяцы. Смысл этих "согласований" понятен: окружные чиновники боятся потерять и властные, и финансовые рычаги. Не совсем ясно другое: можно ли придумать такой закон, который бы компенсировал всем местным чиновникам их потери при слиянии регионов.
Дискутировался и еще один аспект: а не ущемит ли подобное укрупнение интересы малых, но титульных народов? Такие опасения высказал Сергей Харючи, спикер Думы Ямало-Ненецкого округа, он же президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Он рассказал, что и сейчас эти народы находятся в бедственном положении, а после лишения их автономии помощи им ждать будет вообще неоткуда. Но ему в весьма грубой форме ответил Владимир Жириновский. Вице-спикер заявил, что не может быть титульных наций, а главная задача "национал-радикалов" - это "урвать побольше денег себе - на свои халаты и тюбетейки".
Несмотря на радикализм этих высказываний, идея Жириновского об отказе от деления страны по национальном принципу и об общем укрупнении регионов, похоже, отражает взгляды на самом верху. Ради этого, собственно, и инициируются новые законы, которые должны ускорить процесс повсеместного слияния и объединения. Чем крупнее субъекты Федерации, тем их меньше - тем легче, по мысли кремлевских "картографов", ими управлять. Сложная процедура преобразований, прописанная в очередном законопроекте на заданную тему, никого не должна обманывать: была бы политическая воля, а уж процедурные вопросы решатся сами собой.