Отказавшись расследовать обстоятельства освобождения заложников в Театральном центре на Дубровке, депутаты Государственной Думы планируют создать парламентскую комиссию по анализу поведения журналистов в дни московского теракта.
В комитете обещают, что эта "дисциплинарная комиссия" появится в середине ноября, то есть уже в ближайшие дни. Ее персональный состав пока не разглашается. Как сообщил Константин Ветров в интервью "НГ", эту инициативу поддерживают "отдельные представители многих фракций", а войдут в комиссию специалисты "в области СМИ, права, социальной психологии". Что это за спецы и из каких они структур, он не уточнил. Но, судя по всему, на своих коллег по комитету Ветров особо не рассчитывает. Как заявили обозревателю "НГ" зампреды комитета Людмила Астраханкина и Борис Резник, с ними не согласовывались ни планы проведения этого "расследования", ни недавние дискриминационные по отношению к журналистскому цеху поправки к закону о СМИ. Так что Ветров и те, кто за ним стоит, действуют в обход своих коллег.
Глава информационного комитета утверждает, что ни с кем "наверху" не консультировался, это чисто депутатская инициатива. Между тем очевидно, что демарш депутатов, специализирующихся на масс-медиа, вполне отражает настроения во властных структурах. Там не скрывают своего раздражения по поводу того, как освещалась операция по освобождению заложников, а особенно по поводу выводов, сделанных прессой. "Я думаю, что Ветров транслирует позицию Жириновского, а он, в свою очередь, транслирует идеи правительства и президента, которые неудобно высказывать открыто", - считает Людмила Астраханкина.
Но в чем все-таки провинились журналисты? Вот как по нашей просьбе сформулировал список претензий Константин Ветров: "Чего только не было в прямом эфире: непроверенная информация, перемещения спецподразделений, обезумевшие родственники, произносящие то, что требуют террористы, трупы, пиарящиеся политики. И как апофеоз трагедии, готовой вот-вот превратиться в фарс, ток-шоу на НТВ с Савиком Шустером, когда в глазах многих участников появляются боль и за эту говорильню, болтовню..." Таковы, на взгляд думских кураторов СМИ, проколы телевидения. Иными словами, нельзя показывать родственников жертв теракта и давать им говорить, нельзя демонстрировать съемку с телами террористов, даже если ее предоставила пресс-служба ФСБ, нельзя обсуждать причины трагедии в рамках дискуссионных передач.
А вот каковы прегрешения пишущей братии: "Много было непроверенных, противоречащих самим себе сообщений и ни на чем не основанных подозрений ко всем и ко всему. Порой поражало полное отсутствие чувства слова, незнание механизма воздействия его на людей". Из этого пассажа можно сделать следующие рекомендации газетам, освещающим теракт: они не должны сообщать противоречивую информацию, полученную от официальных органов (даже если те запутались в собственных показаниях: о газе, о пропавших без вести, о ходе спасательной операции), не должны никого ни в чем подозревать, не должны давать собственные комментарии и оценки событий.
Какие конкретно СМИ более всего "проштрафились", Ветров уточнять отказался. Не исключено, что новая комиссия и займется составлением поименного списка газет и телеканалов, к деятельности которых Минпечати и соответствующим органам стоит пристальнее приглядеться. Правда, Ветров утверждает, что комиссия не собирается делать какие-либо оргвыводы, а лишь попытается "стимулировать само журналистское сообщество на принятие профессионального кодекса". Потому что оно, по его словам, "пока мало способно без посторонней помощи к саморегуляции".
Нет сомнений, что в Госдуме найдется немало сторонников поруководить прессой, коль скоро именно она признана виновной в неблагоприятном информационном поле, сложившемся после теракта. А предварительный "черный список" москвичи могут увидеть уже в день выхода номера у здания Совета Федерации, где проводит акцию протеста против очередной атаки на свободу слова московское "ЯБЛОКО". В пресс-релизе, распространенном накануне, яблочники пообещали, что будет "продемонстрирован траурный ряд неугодных СМИ и все желающие смогут почитать газеты в последний раз".