Российские города с населением меньше 200 тысяч человек утратят самостоятельность и отдадут часть полномочий районным администрациям. Такова суть последних поправок, которые на днях были без лишнего шума внесены в законопроекты Дмитрия Козака по муниципальной реформе. Эти новеллы оказались полной неожиданностью для членов думского комитета по местному самоуправлению, собравшихся в минувшее воскресенье в подмосковном пансионате "Бор", чтобы обсудить концепцию Козака.
Оказалось, что сторонников у нее не так уж и много. Проекты Козака раскритиковали и слева, и справа. Против данного варианта реформы выступили представители КПРФ, СПС и группы "Народный депутат". В основном звучал старый аргумент о том, что реформа в ее нынешнем виде ставит крест на развитии самоорганизации граждан, поскольку слишком много регулирует и регламентирует.
Один из немногих апологетов концепции Козака зампред комитета Сергей Митрохин (фракция "ЯБЛОКО") доказывал, что, напротив, жесткая законодательная регламентация направлена против произвола региональных властей, которые, естественно, не хотят делиться полномочиями с муниципалами. Спорил Митрохин и с теми, кто убеждал, что лучше вообще никаких новых законов не принимать и все оставить как есть: мол, тогда местное самоуправление будет "дозревать" естественным путем. Но этот тезис опровергается элементарной статистикой. Цифры говорят о том, что муниципалитеты за последние 10 лет приобретали (или не приобретали) самостоятельность по чисто субъективным и конъюнктурным соображениям. Так, согласно материалам, распространенным на недавних парламентских слушаниях, три соседние области - Белгородская, Курская и Ростовская - пошли тремя различными путями. На Белгородчине образовалось 22 самостоятельных муниципалитета, в Курской области - 512, а в Ростовской - 55. И никаких изменений к лучшему не прогнозировалось.
Так или иначе, последовательным защитником варианта, предложенного президентской комиссией, помимо Митрохина был лишь входивший в нее председатель профильного комитета Владимир Мокрый ("Единство"). Но и сторонники концепции Козака были озабочены последними нововведениями. Особенно дополнительными пунктами 11-й статьи, где говорится об образовании городских округов (так теперь будут называться самоуправляемые города). До сих пор законопроекты не содержали четкого правила: какие города могут стать самостоятельными, а какие будут включены наравне с другими населенными пунктами в состав муниципальных районов. Журналисты, в том числе автор этих строк, тщетно пытались узнать позицию самого замглавы кремлевской администрации: он высказывался в том смысле, что при решении этого вопроса надо довериться мудрости региональных властей. Но недавно авторы реформы вдруг передумали и ввели ограничения по численности. Теперь мэры, в чьих городах население не дотягивает до 200 тысяч, должны будут добровольно (или принудительно) отдать часть своих полномочий главам муниципальных районов. Причем "раскулачивать" будут всех, включая вполне успешные муниципалитеты. С такой постановкой вопроса Митрохин не согласен. По его мнению, те города, где местное самоуправление уже состоялось, должны сохранить его в полном объеме. 11-я статья вообще не понравилась всем участникам воскресной дискуссии. В нынешнем виде она допускает "черный передел" границ любых населенных пунктов - по воле губернаторов и без согласования с местным населением.
Появились и другие странные новшества. Так, до сих пор считалось, что формы развития местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге будут установлены отдельным законом. Теперь же президентские реформаторы пытаются сразу оговорить и устройство столиц, причем таким образом, что самоуправление на уровне городских районов (управ) будет фактически упразднено. Впрочем, официально законопроекты в Госдуму еще не внесены. В данный момент они находятся на согласовании в правительстве. Пока не дает свое добро Минфин, где, как выясняется, у концепции Козака тоже немало влиятельных противников.