Митинг левых сил в Москве 7 ноября поставил своеобразный рекорд по малолюдности. По подсчетам ГУВД Москвы, под знаменами КПРФ и ее союзников собрались не более 8 тысяч человек (хотя сами "зюгановцы" утверждали с трибун, что на улицы города вышли 150 тысяч их сторонников). Убыль в своих рядах коммунисты на этот раз пытались компенсировать радикализацией лозунгов. Впервые за три года среди других плакатов было замечено полотнище с призывом к президенту уйти в отставку.
Как сообщили обозревателю "НГ" в пресс-службе КПРФ, на самом деле официальный лозунг партии звучит так: "Правительство Путина-Касьянова - в отставку!" То есть коммунисты еще не требуют от Путина покинуть Кремль (такие призывы пока считаются "творчеством масс"), но уже указывают, что он лично отвечает за "антинародный" курс правительства. Такая новелла была принята накануне митинга на президиуме ЦК партии. Любопытно, что о корректировке курса знают далеко не во всех обкомах и рескомах. Так, в Якутске демонстранты шли под более традиционным лозунгом "Нет антинародной политике правительства Касьянова!", как бы выводя Путина из-под удара.
Впрочем, и столичные партбоссы пока сосредотачиваются на критике кабинета министров. "У нас сегодня нет правительства, - констатировал Геннадий Зюганов. - Это ликвидационная команда, которая уничтожает все базовые ценности и вносит разрушительные законы". Более оппозиционных высказываний он себе не позволил в отличие от Виктора Анпилова, который заявил, что "главный враг сидит в Кремле". Анпилов пообещал, что если его сподвижникам дадут в руки оружие, то сперва они наведут порядок в Чечне, а потом направят его против главного врага. (Интересно, как эти высказывания будет квалифицировать Минюст?) В общем, риторика всех вождей левых партий стала гораздо более жесткой. Этому, возможно, способствует уход из НПСР умеренных оппозиционеров во главе с Геннадием Селезневым. Впервые за многие годы он отсутствовал на ноябрьском митинге.
Ораторы то и дело говорили об опыте и идеях Великого Октября, без которых невозможно "возрождение русского духа" (формулировка Зюганова). А между тем проведенные в эти дни социологические опросы ВЦИОМ показали растущую индифферентность населения к событиям 1917 года. С большой симпатией к Ленину сегодня относятся лишь 36% россиян (вдвое меньше, чем в 1990 году), а Красную Армию поддержали бы только 23%. Тех, кому симпатичен Николай II, лишь на 5% меньше. При этом каждый шестой гражданин заявил, что покинул бы страну, если бы произошла революция. При таких настроениях в обществе "зюгановцы" напоминают уже не большевиков, а народовольцев, которые, как известно, были страшно далеки от народа.