Сегодня, как никогда ранее, ситуация вокруг Чечни приобрела международное измерение. Эмоции на Западе подогреты тем обстоятельством, что впервые со времени начала чеченского конфликта иностранные граждане погибли не на территории собственно Чечни, а вне ее пределов, более того, в российской столице.
На этом сдобренном скандалом с Данией фоне Запад вновь заострил тему политического урегулирования. При этом, однако, в позициях США и Западной Европы обозначились некоторые различия.
Сообщения о том, что госдепартамент США рассматривает вопрос о внесении чеченских группировок в список террористических организаций, нельзя интерпретировать иначе, как существенный сдвиг в позиции Вашингтона. Там теперь считают, что Аслан Масхадов окончательно дискредитировал себя и уже не годится на роль главного переговорщика с противостоящей стороны.
С другой стороны, Вашингтон в более категоричной форме, чем ранее, призвал руководителей "Ичкерийской Республики" порвать с террористами, в том числе с теми зарубежными террористическими центрами, которые им помогают. Получается, американцы вроде бы не теряют надежды, что в руководстве боевиков все-таки сформируется "умеренное" крыло, с которым можно вести переговоры. Отсюда такое вот мнение госдепа: "Чеченской стороне необходимо обеспечить прекращение террористической деятельности, осудить эту деятельность, а российским властям - рассмотреть политические возможности для урегулирования кризиса путем переговоров".
Вместе с тем из Вашингтона поступают сигналы о возможности международного посредничества в разрешении чеченского кризиса.
В Европе никто не подвергает сомнению правомочность Москвы вести беспощадную борьбу с террором. Однако в Европе вызывают сомнения как характер силовых методов, используемых российской стороной в Чечне, так и содержание, которое вкладывает Москва в понятие "политическое урегулирование".
Контуры сценария такого урегулирования видятся Европе иначе, чем Кремлю. Наиболее резкое заявление сделал в ходе недавних дебатов в бундестаге германский канцлер Герхард Шредер. Осудив теракт в Москве и выразив сочувствие россиянам, он добавил: "Одновременно мы настаиваем на политическом решении конфликтов в Чечне и Кавказском регионе. Это является также центральным требованием совместной европейской внешней политики и политики безопасности".
О том, что это "центральное требование" может быть озвучено уже с трибуны намеченного на 11 ноября саммита Россия-ЕС, говорят официальные деятели целого ряда европейских стран. Дания, председательствующая сейчас в ЕС и попавшая под жесткий прессинг со стороны Москвы в связи с Закаевым и "чеченским конгрессом", не откажет себе в удовольствии поднять тему "российско-чеченских отношений" на приближающемся саммите.
В связи с этим возникает резонный вопрос: какое видение путей разрешения конфликта будет навязывать Москве "объединенная команда" Евросоюза (если саммит, конечно, вообще не сорвется)?
Обобщая последние заявления европейских политиков по Чечне, профессор Оксфордского университета Джеймс Шерр в интервью "НГ", в частности, сказал: "В Европейском союзе считается крайне важным отделять умеренных чеченцев от фанатиков и тех, кто тесно связан с источниками за рубежом. Никто в ЕС не считал конференцию, которая прошла в Копенгагене, деструктивной или тем или иным способом подрывающей борьбу России с терроризмом, а также международную борьбу с терроризмом. Западное общественное мнение не рассматривает комплексную трагедию в Чечне как борьбу с терроризмом в чистом виде. В Европе считают, что ситуация в Чечне предоставила прекрасную возможность для фанатиков, ваххабитов, для "Аль-Каиды" использовать ситуацию в собственных интересах. И нам бы хотелось, чтобы Россия поддержала нас в нашем стремлении изменить эту ситуацию наиболее оптимальным способом".
Итак, и Европа, и США выступают за политическое урегулирование в Чечне. И те и другие хотели бы выявить в среде чеченских боевиков "умеренные" силы, с которыми Россия могла бы вступить в переговоры. Однако если европейцы "умеренных" уже нашли (тот же Закаев, например), то американцы, по всей видимости, хотели бы в данном сюжете действовать согласованно с Москвой.
Реальность, однако, такова, что сам Путин пока ни слова не проронил публично о возможности диалога с противостоящей стороной. Оно и понятно: после "Норд-Оста" говорить о политическом урегулировании Путину сейчас трудно. (Вспомним, кстати, как не сразу российский политический корабль взял курс на норд-вест после 11 сентября прошлого года.) Пока позиция Путина внешне неизменна: процесс политического урегулирования возможен лишь по московскому сценарию, то есть лишь при условии "разоружения бандформирований". А коль скоро последние разоружаться не желают, да к тому же занимаются откровенным терроризмом, то и алгоритм действий федеральной власти соответственно выстраивается сейчас в сугубо силовом ключе.
Наряду с продолжением тактики "точечных ударов" в Чечне в срочном порядке готовится новая редакция концепции национальной безопасности, в которой "применение вооруженных сил будет составной частью", и т.д. И, конечно, фраза Путина о том, что "мы платим тяжелую цену и за слабость государства и за непоследовательность действий", прочитывается многими таким образом, что, мол, зря не добили противника в середине 90-х, вот тогда бы и оградили страну от терактов...
Но вот вдруг на этом, казалось бы, однозначном фоне контрастом прозвучали мнения ряда политических "тяжеловесов", которых при всем желании не запишешь в разряд оппозиционеров. Предложив те или иные пути мирного урегулирования, все они твердо оговариваются, что их поиск должен вестись при соблюдении одного условия: республика должна оставаться в составе России.
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский заявил в пятницу, что "никакого другого пути" для урегулирования чеченской проблемы, кроме мирных переговоров, нет. А значит, заявил он, выступая в эфире "Эха Москвы", России первым делом следует объявить перемирие с Чечней, ибо "без него никакие переговоры невозможны". По его мнению, переговорный процесс необходимо начинать со старейшин чеченских тейпов и районов. Привлечь к нему также необходимо авторитетных чеченцев, проживающих в России.
Евгений Примаков, в свою очередь, не исключает переговоров "хотя бы с некоторыми" полевыми командирами, без чего "линия передачи исполнительной власти чеченской стороне по местному самоуправлению и созданию местной безопасности не восторжествует".
Юрий Лужков считает, что в Чечне "надо культивировать третью силу, которая в большей степени формировала бы общественное ядро, и только после этого позиционировать Чечню и обсуждать вариант статуса Чечни".
Итак, влиятельная часть российского истеблишмента выступает за диалог с антироссийской оппозицией в Чечне, не считая, что она целиком состоит из отморозков типа Бараева и Басаева.
На этом фоне знаковым стало вчерашнее заявление полпреда российского президента в Южном федеральном округе Виктора Казанцева о возможности установления контактов с "другими чеченскими представителями" (исключая Масхадова), а также о том, что российское руководство "готовит ряд мер для решения чеченской проблемы".
Самое любопытное, что влиятельные российские фигуры допускают возможность международного посредничества при урегулировании чеченской проблемы. Тот же Вольский не исключает подключения к переговорам такой организации, как ОБСЕ. Но при этом он подчеркивает, что "переговоры с международным участием должны начинаться с заключения соглашения с противостоящей стороной о том, что Чечня остается частью Российской Федерации". Одновременно, по Вольскому, заключаются соглашения о разоружении незаконных вооруженных формирований и восстановлении Чеченской Республики.
Появление подобных суждений свидетельствует о том, что в российском истеблишменте идет интенсивный поиск ответа на извечный вопрос: что делать?
Формулируя ответы на него, конечно, никто не хочет "терять лицо". Однако не реагировать на сложившуюся ситуацию и на позицию Запада Москва тоже не может. Разругаться сейчас с Евросоюзом, не попытавшись найти с европейцами общее видение путей решения чеченской проблемы, Москве сейчас ни к чему. Да и надежды на то, что растущее понимание нашей ситуации со стороны Вашингтона перерастет в полную и безусловную солидарность, могут не вполне оправдаться.
Что касается возможностей международного посредничества, то можно вспомнить, что Москва с готовностью допускает и даже иногда инициирует такое участие для "чужих" конфликтных ситуаций. К примеру, в феврале 2000 года, когда Лондон восстановил прямое правление в Ольстере, Москва официально предложила председателю Постоянного комитета ОБСЕ подключить эту организацию к процессу североирландского урегулирования.
Конечно, вовсе не обязательно, что в случае с Чечней Москва пригласит ОБСЕ. Возможно, международное посредничество пойдет по линии СНГ. В этой связи обращает внимание то, что в ходе состоявшегося в прошлый четверг заседания Совета безопасности РФ Владимир Путин неожиданно предложил сделать "особый акцент на сотрудничестве со странами СНГ в сфере безопасности и борьбы с международным терроризмом".