Источники чеченских сепаратистов передали обширное заявление Шамиля Басаева, смысл которого, если отбросить многочисленные размышления террориста # 1, сводится к тому, что он полностью берет на себя ответственность за теракт в Театральном центре на Дубровке в Москве и просит прощения у Аслана Масхадова за то, что скрыл от него подготовку этой акции. Басаев заявил об отставке со всех своих постов, кроме командира "разведывательно-диверсионного батальона шахидов "Риядус-Салихин". Напомним, что летом этого года Масхадов назначил его своим заместителем на посту "командующего вооруженными силами". В заявлении Басаева содержатся также угрозы совершения новых терактов и призыв к чеченцам сплотиться вокруг Масхадова.
Таким образом, произошел тот самый редкий случай, когда представители российского руководства, говоря о планах лидеров боевиков, не попали пальцем в небо. Ведь буквально накануне заявления Басаева помощник президента РФ Сергей Ястржембский сообщил, что руководители чеченских бандформирований могут предпринять меры для того, чтобы спасти для дальнейшей политической игры образ Масхадова как умеренного представителя сепаратистов. Поэтому, естественно, Ястржембский на следующий день не мог не отметить собственную прозорливость. По его наблюдениям, Басаев испытал шок и впал в прострацию, поскольку "спланированный им и Масхадовым теракт провалился, не дал ожидаемых результатов, не поставил Россию на колени, не разрушил международную антитеррористическую коалицию". Но вместе с тем Ястржембский приписал главному исполнителю теракта Мовсару Бараеву слова, которых тот не говорил, в частности о том, что за этой акцией стоит не только Басаев, но и Масхадов. На самом деле Бараев назвал последнего всего лишь "нашим президентом", но не организатором теракта и не своим командиром, что, конечно же, не исключает того, что Масхадов был в курсе планов "шахидов".
Но в чем Ястржембский безусловно прав, так это в пропагандистском характере заявления Басаева. Никаких других целей, кроме как выгородить Масхадова, он не преследовал. И это открывает в Басаеве совершенно новое, доселе неизвестное качество. Оказалось, что он в принципе не против переговоров Масхадова с Москвой, хотя раньше он не был замечен в подобных настроениях. Попытка этим заявлением спасти задержанного в Дании Ахмеда Закаева выглядит маловероятной - это слишком мелкая для Басаева фигура, чтобы он предпринимал столь радикальные шаги, как "отставка со всех постов".
На деле же в стане лидеров сепаратистов мало что изменится. Люди, подобные Мовсару Бараеву, как подчинялись Басаеву, так и будут ему подчиняться. Да и нынешний отставник вряд ли откажется от общего руководства боевиками. Не зря же он призвал всех вступать в свой "разведывательно-диверсионный батальон". Таким образом, не исключено, что в скором времени в Чечне вместо "вооруженных сил Ичкерии" будет один сплошной "Риядус-Салихин".
Наконец, на все эти животрепещущие темы осталось высказаться только Масхадову, который как раз в эти насыщенные событиями дни хранил молчание, а по данным анонимных источников в силовых структурах России, вообще покинул Чечню. И если его реакция на арест Закаева абсолютно предсказуема, то как именно он отреагировал на "извинения" Басаева, а главное - на призыв к нему Вашингтона, потребовавшего прекратить связи с экстремистами, неизвестно.