Россия, конечно же, имеет в составе своего законодательства конституционный закон о чрезвычайном положении. Теоретически именно на его основании исполнительная власть и должна действовать во всех ситуациях, угрожающих жизни людей и существованию государства. Однако в последнее время наиболее "любимым" у властей нормативным актом подобного рода стал Закон "О борьбе с терроризмом". Причины этого вполне понятны. Во-первых, права силовикам он предоставляет такие же, как и закон о ЧП, но обязанностей перед обществом налагает на них гораздо меньше. Во-вторых, закон о борьбе с терроризмом в случае необходимости может быть дополнен фактически любыми нормами гораздо быстрее, чем конституционный закон. Наглядная демонстрация всех этих преимуществ антитеррористического закона и была продемонстрирована в пятницу, на последнем заседании Государственной Думы перед отъездом депутатов в избирательные округа.
Нижняя палата под убедительные напутствия полномочного представителя президента одобрила поправку к закону о борьбе с терроризмом, предусматривающую, что погибшие в результате силовой операции террористы хоронятся без участия их родственников и при этом места их захоронения никому не сообщаются. Несмотря на многочисленные увещевания правых фракций о том, что бороться надо с живыми, а не мертвыми террористами, думское большинство внимательно прислушалось к голосу Кремля, как всегда кулуарно рекомендовавшего одобрить этот проект сразу в окончательном виде. А Александр Котенков вообще заявил, что даже смерть и похороны террористов являются политическим актом, который надо пресекать в зародыше. По слухам, бродившим по Охотному Ряду, президентская администрация, предложившая депутатам осуществить акт моментального законотворчества, была не на шутку обеспокоена тем, что родственники боевиков, погибших в результате штурма Театрального центра на Дубровке, якобы намеревались похоронить террористов на одном из центральных столичных кладбищ, устроив там чуть ли не подобие мемориала. Впрочем, официально никто такой информации не подтвердил.
Стремление же воспользоваться сразу обоими преимуществами закона о борьбе с терроризмом мы сможем увидеть уже в середине ноября. Именно тогда в Государственную Думу от имени Владимира Путина поступят предложения о его существенной корректировке. Она, судя по всему, связана с недавними высказываниями президента о необходимости более серьезного участия в антитеррористической деятельности российских Вооруженных сил. О подготовке этих президентских поправок заявил Александр Котенков, настаивая на том, чтобы депутаты отклонили лежавшие перед ними два законопроекта, предусматривавшие внесение изменений и дополнений в закон о борьбе с терроризмом. Оба они так или иначе были связаны с возможностью использования для ликвидации террористов армейских подразделений.
Бывший министр внутренних дел депутат Анатолий Куликов посчитал, что если армейские структуры участвуют в контртеррористической операции, то на них должны распространяться все боевые права и обязанности внутренних войск, что снимает любые вопросы о юридических последствиях применения ими оружия и спецтехники. Депутат же Сергей Юшенков выступил с противоположной инициативой: если армия привлекается к боевым действиям против террористов, то это автоматически должно заставить президента ввести на соответствующей территории чрезвычайное положение и обратиться за согласием Совета Федерации. Юшенков также предложил ограничить общий срок контртеррористической операции 45 сутками и назначать ее указом или распоряжением президента.
Разумеется, обе эти законодательные инициативы были связаны не столько с событиями 23-26 октября, сколько с их причиной - войной в Чечне. Именно там армейские подразделения используются сегодня фактически незаконно, поскольку ЧП в этой республике не вводится, а секретный указ Путина основывается как раз на законе о борьбе с терроризмом. Однако вводить в Чечне чрезвычайное положение, с точки зрения Кремля, нельзя, потому что тогда не может быть и речи о деятельности местной администрации, а тем более о выборах в этой республике и референдуме по ее Конституции. Так что вполне можно думать, что предполагающиеся от имени Путина поправки к закону о борьбе с терроризмом будут связаны в первую очередь с чеченской проблемой, а вовсе не с правом Вооруженных сил бить "умными" бомбами по базам террористов в окружающих Россию странах.