Поиск пособников террористов, похоже, привел следопытов в журналистский цех. Власти не скрывают того, что крайне недовольны ходом освещения операции по освобождению заложников и ее последствий. Оргвыводы могут последовать уже сегодня: Госдума планирует в третьем чтении принять весьма жесткие поправки в законы о СМИ и борьбе с терроризмом. Помимо этого депутаты предлагают учредить комиссию по "расследованию" действий журналистов во время антитеррористической операции.
Что именно ставится в вину пишущей и снимающей братии, доподлинно неизвестно. Публично никаких претензий высокопоставленные чиновники не высказывают. Более того, замглавы Минпечати Михаил Сеславинский даже похвалил журналистов за самоотверженную работу. И все же руководители СМИ и Союза журналистов знают, что власть гневается. Не случайно вчера правление СЖ созвало срочную пресс-конференцию, на которой выступило с инициативой принять разработанный еще год назад кодекс под названием "Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции".
Но ограничения прав СМИ уже начались. В том числе в виде закона, где прописана регламентация того, что должны, а что не должны сообщать масс-медиа во время событий, подобных московским. Отныне нельзя будет публиковать какие-либо сведения, "раскрывающие специальные технические приемы и тактику проведения" операции по освобождению заложников. Нельзя печатать, показывать или размещать в интернете что-либо, что может служить "пропаганде или оправданию экстремистской деятельности", и распространять "высказывания лиц, направленные на пропаганду и (или) оправдание такой деятельности". Если трактовать эти положения достаточно широко, то большая часть корреспонденций о трагедии в театре на Дубровке - сообщения о требованиях террористов; о том, как освобождали заложников; о газе, который при этом использовали, - вся эта информация теперь может быть сочтена незаконной. Прописаны и санкции нарушителям: после первого предупреждения от Минпечати вторая публикация, содержащая, на взгляд чиновников, крамолу, может означать для газеты потерю лицензии.
Член комитета Госдумы по информационной политике Борис Резник заявил в интервью "НГ", что закон этот готовился спешно, с нарушениями регламента, без обсуждения на профильном комитете. "Теперь легче будет скрыть от общественного пригляда действия спецслужб, - считает депутат. - Легче будет соврать, не дать информацию, сделать инсценировку - как с той бутылкой коньяка, что стояла у руки Бараева".
Между тем думские фракции, проголосовавшие за эти поправки, не собираются останавливаться на достигнутом. Глава комитета по информационной политике Константин Ветров (ЛДПР) выступил с инициативой создания межфракционной парламентской комиссии по анализу деятельности СМИ во время трагических событий. "Доподлинно известно, что сейчас на некоторых телеканалах готовятся передачи, цель которых - спровоцировать антигосударственные настроения в обществе", - заявил депутат. Он сообщил, что возглавляемый им комитет намерен "самым решительным образом разобраться с подобными фактами, чтобы не допустить их впредь и не оставить безнаказанными". Характерно, что на самом комитете эта инициатива не обсуждалась. Об этом обозревателю "НГ" сообщили зампреды комитета Борис Ветров и Татьяна Астраханкина.
Но, судя по тому, как легко принимались репрессивные поправки к закону о СМИ, и эта инициатива будет поддержана думским большинством. Во всяком случае, такое расследование деятельности журналистов найдет в Думе гораздо больше сторонников, чем расследование деятельности спецслужб. Правда, не совсем ясно, в чем провинились журналисты. Когда на брифинге в Доме журналистов обозреватель "НГ" предложил руководителям СЖ огласить известный им список претензий властей к электронным и печатным СМИ, мнения собравшихся разошлись. Одни говорили, что НТВ якобы показало перемещения спецназа, которые заметили террористы. Другие утверждали, что в Кремле возмущены тем, что на НТВ озвучили по губам "картинку" о совещании у Владимира Путина. Из этой "озвучки" якобы следовало, что Михаил Касьянов возражал против штурма. "Эхо Москвы" было наказано за размещение на сайте высказываний одного из бараевцев.
Однако власти готовы наказать прессу и рублем. Как заявил генеральный секретарь Союза журналистов Игорь Яковенко, принято решение о повышении до уровня 20% НДС на производство, подписку и распространение печатной продукции. В связи с этим секретариат СЖ распространил протест. Но вряд ли этот крик о помощи будет услышан: в нынешних условиях либеральничать с прессой никто не будет.