Вчера в Госдуме министр юстиции Юрий Чайка и генеральный прокурор Владимир Устинов рассказали депутатам о мерах по предотвращению экстремистской деятельности в России. Точнее, говорили они о деятельности своих ведомств, поскольку закон о противодействии экстремизму действует всего несколько месяцев и правоприменительная практика, по сути, еще не сложилась. Тем не менее оба высокопоставленных чиновника публично покритиковали друг друга за не очень эффективную и не слишком слаженную работу.
Юрий Чайка сообщил, что если раньше полномочия Минюста не позволяли ему активно вмешиваться в деятельность различных общественных объединений, то теперь его ведомство разворачивается. По словам министра, уже проверено более десяти с половиной тысяч общественных организаций, вынесено 7,5 тысячи предупреждений и полсотни обращений в прокуратуру, а также направлено примерно 250 исков в суды с требованием приостановить деятельность той или иной организации или вообще ликвидировать ее. У Минюста нашлись силы для таких же проверок и религиозных организаций, в адрес которых вынесено более полутора тысяч предупреждений о нарушении ими российского законодательства.
Конечно, Чайка привел и конкретные примеры успехов своего ведомства в деле борьбы с экстремистскими проявлениями. Он сообщил, что уже 6 отделений "Русского национального единства" из 22 существующих в стране ликвидированы по суду. А в Петербурге аналогичные методы применяются к какой-то малоизвестной Партии Свободы. Министр привел случай с регистрацией Национально-державной партии России как наглядный пример того, что закон о борьбе с экстремизмом действует по-настоящему.
Раскритиковав правоохранительные органы, которые вяло реагируют на информацию, направляемую им из Минюста, Чайка сообщил депутатам, что только что вступивший в силу закон о противодействии экстремистской деятельности, видимо, скоро придется модернизировать. Соответствующие поправки его ведомство уже готовит и в ближайшее время намерено познакомить с ними Владимира Путина. Кроме различных экспертных групп, межведомственных комиссий и прочих бюрократических придумок главный законник страны высказался за то, чтобы в структуре правоохранительных органов были созданы специальные подразделения по выявлению экстремистской деятельности и борьбе с нею.
Судя по всему, эта идея может получить поддержку в Госдуме, если с такой инициативой выступит президент. Вчера некоторые из законодателей по просьбе корреспондента "НГ" уже дали положительные комментарии слов Чайки. И хотя они не соглашались с тем, что фактически будет создано что-то вроде Охранного отделения в составе российской полиции конца XIX - начала XX века, но одновременно ругали генпрокурора за его слова о том, что экстремистов можно наказывать только за конкретные действия, а за намерения и мысли - нельзя.
Доклад Владимира Устинова был не столь насыщенным, хотя генпрокурор и не мог отказать себе в удовольствии раскритиковать Минюст за плохую работу, особенно на территориальном уровне. Устинов много говорил о различных делах, процессах и приговорах, однако ничего нового депутатам не сообщил. А когда они его спросили об акциях движения "Идущие вместе", многие из которых выглядят как экстремистские, он ответил, что, может быть, и разделил бы такое мнение, но без проведения соответствующей экспертизы не может этого сделать.