В России нужна ипотека. Нужна не ради себя самой, не для того, чтобы было "не хуже, чем у всех". Мое глубокое убеждение: если граждане России смогут улучшать свои жилищные условия, это будет решающим фактором создания среднего класса, то есть основой политической стабильности в России.
Сбербанк выдает кредиты из своих средств конкретным лицам, а не участвует в формировании пакетов. Поэтому в России ипотечные кредиты Сбербанка крайне дороги. Число выданных кредитов ничтожно, а чем меньше кредитов, тем больше риски. Существующие в России проекты ипотечного кредитования пока напоминают авантюру, обреченную на крах. Есть, конечно, редкие исключения, но они касаются только Москвы.
30 марта 2000 г. правительство одобрило основные направления стратегии развития жилищной реформы в 2001-2005 гг. и на долгосрочную перспективу. Цель программы - продолжение преобразований в жилищной сфере. Практически эта программа должна осуществляться в рамках федеральной целевой программы "Жилище", разработка которой предусмотрена принятым документом. Будет продолжена реализация президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" и других действующих жилищных программ. Во всех этих документах не объясняется, как поддерживать проект ипотечного кредитования. А главное, кредитование понимается как простая раздача дешевых кредитов населению. Это непонимание финансовой сути системы предвещает банкротство существующих проектов и структур, кроме схемы, реализуемой непосредственно инвесторами из США ("Дельта Капитал").
Сейчас в России назрела необходимость поддержать работу государственной структуры, выпускающей производные от ипотеки бумаги, наподобие американских сертификатов РС. Банк России и правительство должны выступить гарантами по этим ценным бумагам.
Российская экономика остро нуждается в ипотечном кредите, без него жилищное строительство обречено даже не на стагнацию, а на спад. В конечном итоге на российский рынок пришли американские инвесторы, тесно связанные с правительством США.
"Инвестиционный фонд США-Россия" начал среди серии программ поддержки малого бизнеса проект по развитию ипотечного кредитования в России. Есть все основания предполагать, что этот проект будет коммерчески успешным. В этом случае в руках данной организации будет сконцентрирован контроль за важнейшими рынками российской экономики: рынком частных вкладов, операций с недвижимостью, кредитования строительства недвижимости и вообще строительства, рынком страхования титулов собственности и вообще удостоверения прав на недвижимое имущество. Такая концентрация экономической власти означает невероятную по российским меркам концентрацию политической власти. При относительно незначительных размерах выделенных сумм (конгресс США выделил фонду на его проекты всего 440 млн. долл.) такое предположение может показаться абсурдным - но только при незнании сути вопроса.
В основе американского проекта лежит эффективная коммерческая схема, чего нельзя сказать о российских проектах. Доверие к американской финансовой системе огромно. Можно уверенно утверждать, что американский проект будет и далее расширяться. Заложенная в его основу схема станет мощным инструментом оживления на рынке строительства и недвижимости в России.
Точкой перелома явится тот момент, когда система начнет работать за счет финансовых ресурсов российского финансового рынка. А эти ресурсы велики. Сегодня банки держат депозиты в Банке России. Теперь они купят бумаги фонда. Задача санирования свободной денежной массы будет решена. Но если Банк России строит пирамиду из своих депозитов, то при ипотеке средства направляются в долгосрочные инвестиции в реальный сектор, в строительство жилья и офисов.
Исходя из международного опыта можно утверждать, что система "Дельта кредит" будет главным и почти единственным оператором на важнейших рынках, организацией, диктующей правила игры. Во-первых, он полностью монополизирует рынок ипотечного кредита. С другой стороны, он же будет полностью контролировать все банки, кредитующие операции с недвижимостью, и именно поэтому определять стандарты на рынке кредитования жилищного строительства. Реально он будет формировать стандарты предоставления кредита, стандарты жилищной политики и жилищного строительства. И такую влиятельную без преувеличения политическую структуру должно было контролировать государство.
Во-вторых, им будет полностью монополизирован рынок частных вкладов и ликвидных бумаг. Сегодня населению, мелкому бизнесу, финансовым компаниям (прежде всего страховщикам) некуда вкладывать свободные финансовые средства. "Дельта кредит" на втором этапе даст такую возможность. Ему будет достаточно ввести в своей деятельности элементы "строительной кассы" или "кредитования потребительских покупок" - и он станет монополистом на рынке частных вкладов. Причем эти вложения будут обеспечены надежными активами и гарантиями международных финансовых организаций. Реально лишь "Дельта капитал" сможет предложить надежную сберегательную систему для населения и мелких инвесторов, не имеющую равных в России.
В-третьих, "Дельта кредит" полностью возьмет под контроль рынок сделок с недвижимостью. Поскольку он будет главным, а если не обманывать себя, то монопольным покупателем ипотечных кредитов, его требования будут решающими при установлении стандартов договоров купли-продажи жилья, документов, удостоверяющих права собственности на землю и недвижимость. Контроль над данными сферами в условиях слабости российской кредитной системы означает абсолютный контроль над жилищной политикой, жилищным строительством, банковским делом.
Концентрация власти в руках этой организации будет огромной и беспрецедентной. Не случайно до 80-х гг. аналогичные структуры в США были государственными корпорациями, подконтрольными представительной власти.
Самое обидное, что эта огромная власть и политическое влияние будут получены не благодаря мощным инвестициям в российскую экономику. Реально они будут оперировать средствами, мобилизованными с российского рынка. Иностранным инвесторам будет просто подарен высокоприбыльный бизнес.