с, причем целых три дня. Вчера Владимир Путин совещался с избранными министрами. Сегодня дискуссия проходит в президиуме Госсовета, а в среду к решению вопроса о разграничении полномочий между областными и местными властями подключатся все региональные лидеры. Президент призвал участников дискуссии отнестись к данной теме с должной серьезностью, поскольку это "не просто вопрос о разграничении, а обсуждение проблемы, которая в социальной и экономической сфере напрямую выходит на рядового гражданина".
Обсуждать реформу будут те самые люди, которым потом поручат ее проводить. Для губернаторов местное самоуправление - один из самых больных вопросов. В принципе никто из регионального начальства открыто не возражает против того, чтобы муниципалы встали на ноги и самостоятельно начали решать хотя бы проблемы местного значения. На практике же все действия губернаторов в этой сфере были направлены в основном на борьбу с муниципальной независимостью. То, что предлагает Дмитрий Козак, означает еще более серьезное наступление на позиции глав регионов, чем появление института полномочных представителей и федеральных инспекторов. Если раньше губернаторы опасались, что их права будут ущемлять сверху, то теперь появляется угроза снизу. Если до сих пор конкуренция в основном велась между двумя уровнями власти, то нынче появляется третий уровень, с которым уже не смогут не считаться.
О том, сколь велико подспудное сопротивление данной реформе, можно судить по небольшой сенсации, которая произошла на последнем заседании рабочей группы Госсовета под руководством губернатора Тюмени Сергея Собянина. Группа занималась судьбой местного самоуправления параллельно с комиссией Козака и фактически поддержала начинания заместителя главы кремлевской администрации. Но на итоговом совещании Дмитрий Козак неожиданно заявил, что преобразования решено отложить еще на один год. То есть реальное введение местного самоуправления
во всех городах и весях начнется не с 2005 года, как планировалось первоначально, а с 2006-го. Внятных объяснений причин этой отсрочки из уст высокопоставленного чиновника не прозвучало. Судя по всему, противодействия реформе осуществляют столь серьезные силы, что в открытые дебаты с ними Козак предпочитает не вступать.
Неизвестно, захотят ли оппоненты из числа губернаторов мотивировать свою позицию на Госсовете. Во всяком случае, в докладе "Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития", подготовленном рабочей группой этого совещательного органа, никаких принципиальных расхождений с концепцией Козака не содержится. Именно его законопроекты, уже переданные в комитеты Госдумы, предлагается взять за основу.
Но есть весьма существенные нюансы. Судя по устным замечаниям, прозвучавшим на последнем заседании рабочей группы Госсовета, и по письменным отзывам членов этой группы, переданным в кремлевскую администрацию, далеко не все идеи Козака вызывают единодушное одобрение. Так, президенту Кабардино-Балкарии Валерию Кокову не понравилось, что по новому закону главы регионов не смогут больше заниматься расстановкой кадров на районном уровне. Кабардинский лидер предложил установить правило, по которому кандидатуру главы районной администрации будет выдвигать губернатор, а местное население будет ее утверждать. Не устраивает Кокова и новелла, согласно которой не только в районных округах, но и в поселениях помимо исполнительной власти появятся мини-парламенты. "Мой народ этого не поймет", - уверенно заявил президент республики. Коков так озабочен судьбой муниципальной реформы, что приехал в Москву, проигнорировав семейный праздник: у него как раз был день рождения.
Не все нравится в законопроектах и губернатору Липецкой области Олегу Королеву. В частности, пункт, где говорится о нескольких моделях устройства муниципалитетов: глава исполнительной власти может и избираться, и назначаться местным парламентом. Он предложил уточнить, кто все-таки будет делать окончательный выбор модели. На его взгляд, самим муниципалам такое важное дело поручать нельзя, а то "будет такая разноголосица, что не поймешь, кого приглашать на официальные мероприятия". Пензенский лидер Василий Бочкарев просит дать губернаторам возможность контролировать глав районных администраций и подробно расписать, как и кого из местных чиновников можно будет отстранять от должности.
Вообще же принципиальные возражения против предложенного способа распределения полномочий, если судить по письменным отзывам, имеются у лидеров Карелии, Марий Эл, Татарстана, Хакасии и Хабаровского края. Но никто из них в президиум Госсовета не входит. А вот его члены Сергей Собянин и Вячеслав Позгалев, напротив, относятся к проектам Козака крайне благосклонно. Так что серьезный спор можно ожидать именно в среду, когда Госсовет будет заседать в расширенном составе.