Принятый почти три года назад в первом чтении и с тех пор "замороженный" новый вариант Таможенного кодекса РФ подал наконец некоторые признаки жизни. В думском комитете по бюджету и налогам начали обсуждать поправки, поступившие ко второму чтению. Оно может состояться в середине декабря.
Хотя все предыдущие месяцы кодекс лежал без движения, над его реанимацией работали многие. Государственный таможенный комитет через правительство предложил свои поправки ко второму чтению, а таможенный подкомитет нижней палаты - свои. В процесс вмешались президентская администрация, руководство кабинета министров и "Единая Россия". "Единороссы" посоветовались с Кремлем, после чего генеральный совет партии принял решение поддерживать именно депутатский вариант.
Правительству, судя по всему, тоже были даны рекомендации в отношении перспектив обсуждения ТК. Поэтому никто не удивился, когда премьер-министр назначил официальными представителями правительства при обсуждении в Думе новой редакции Таможенного кодекса заместителя председателя ГТК и замминистра экономического развития и торговли. Именно эти два ведомства спорили между собой еще на этапе прохождения ТК через различные структуры исполнительной власти. Вмешательство таких крупных игроков (а в их ряды совсем недавно вступил и РСПП, также предложивший депутатам свои идеи) совсем не случайно - таможня и опекаемые ею финансовые потоки всегда были частью большой российской политики. Понятно, что и сейчас от контроля за ними отказываться никто просто так не собирается. Но кроме внутриполитических причин, есть еще и внешние. Ныне действующий Таможенный кодекс принят раньше Конституции, не говоря уже о Гражданском, Налоговом, Банковском, Валютном и прочих кодексах и законах, а потому концептуально противоречит им. С таким таможенным законодательством стучаться в двери ВТО практически бессмысленно - так же, как объяснять инвесторам, что хорошие условия в нашей стране для них уже созданы.
По мнению многочисленных экспертов, предлагаемая от имени ГТК новая редакция кодекса, по сути дела, ничего в этой ситуации не меняет. Она по-прежнему сохраняет все нынешние коррупционные возможности. Любопытно, что в проекте ГТК вводится такое не существующее больше ни в одном законе понятие, как "таможенное дело", которое вызвало насмешку думцев.
Альтернативный депутатский проект предлагает вести речь о таможенном регулировании, о кодексе, большинство норм которого будет иметь прямое действие и не нуждается в подзаконных ведомственных актах. Предлагается выделить вопросы организации таможенной службы в отдельный закон, а в состав ТК, напротив, включить все необходимые положения закона о таможенном тарифе. Депутатский вариант Таможенного кодекса уменьшает административные барьеры на пути бизнеса. В отличие от правительственного, требующего предоставления большого количества документов на разных этапах проведения товаров. Кроме того, правительственный вариант сохраняет все возможности для существования так называемого околотаможенного бизнеса. Депутаты же предлагают убрать такого рода посредников. Они также настаивают на четкой фиксации в ТК тех сведений, которые должны содержаться в товарных декларациях. Кроме того, думский вариант кодекса хочет "запереть" таможенников на границе, не давая им права контролировать товар уже после его выпуска, что сплошь и рядом происходит сейчас. Такой контроль предполагается передать налоговым органам, у которых есть вполне конкретные на то полномочия.
Депутаты из таможенного подкомитета должны выбрать из всех идей самые грамотные и одновременно устраивающие как бизнес, так и правительство. Понятие "таможенное дело" поддержки законодателей уже не получило, такая же судьба ждет и прочие несуразицы. Можно ожидать, что большая часть инициатив ГТК будет или изменена до неузнаваемости, или вовсе отброшена - так же, впрочем, как и наиболее либеральные депутатские идеи.