В комитетах Госдумы продолжаются дебаты о судьбе местного самоуправления. Как уже сообщала "НГ", на днях в нижнюю палату парламента поступили законопроекты о разграничении полномочий между уровнями власти, подготовленные комиссией Дмитрия Козака. Вчера их рассматривали члены трех комитетов: бюджетного, по региональной политике и по местному самоуправлению. Вместе с коллегами из губернских собраний думцы обсуждали ключевой вопрос реформы: за счет каких средств будут существовать муниципалитеты.
С основным докладом выступал член комиссии Козака, руководитель департамента межбюджетных отношений Минфина Алексей Лавров. Он не скрывал своего оптимизма по поводу перспектив местного самоуправления. Из слов представителя Минфина следовало, что в скором времени местных бюджетов станет намного больше и все они наполнятся живыми деньгами. Если сейчас свою собственную "кассу" имеют 4 тысячи муниципалитетов, то в результате реформы их число возрастет до 28 тысяч. Расплодятся они оттого, что вместо трех появятся четыре бюджетных уровня: поселенческий, районный, региональный и федеральный. Лавров признался, что распределять финансовые потоки в этом случае станет значительно труднее, но, чтобы не запутаться, Минфин будет вводить процедуры стандартизации с "простыми и прозрачными схемами".
Отныне должны быть определены единые нормативы налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Их не будут менять каждый год и не будут приноравливать к запросам той или иной территории. Губернаторы теперь не смогут исходя из личных симпатий одним мэрам помогать, а у других отнимать - все отношения такого рода будут унифицированы. Другое дело, что одинакового благополучия во всех городах и весях все равно не добиться. В связи с этим у Минфина есть два ноу-хау.
Первое именуется подушевым трансфертом. Определенная часть какого-нибудь налога - скажем, подоходного - аккумулируется на региональном уровне, а потом перераспределяется между муниципалитетами пропорционально численности местного населения. Независимо от того, кто сколько внес в общую копилку, всем должно достаться поровну. Не важно, сколько работников, а важно, сколько ртов.
Второе новшество - отрицательный трансферт. Если выяснится, что доходы какого-нибудь района более чем вдвое превышают средние по области, такой муниципалитет можно будет немножко раскулачить. Представитель Минфина считает, что чрезмерное богатство отдельной территории "действует развращающе". А потому предлагает часть средств у "выскочки" отбирать и перераспределять между отстающими провинциями.
Впрочем, совсем нищих не будет. Во-первых, все сколько-нибудь получат за счет дотаций и субвенций. А во-вторых, у каждого появятся собственные источники доходов. Правда, в Минфине пока не решили, какие налоги оставлять на местах. "Хорошим кандидатом" Лавров считает налог с продаж. Но его вообще могут упразднить. Наверняка получат муниципалы налог на недвижимость. Однако этот налог, как считает зампред комитета по местному самоуправлению Сергей Митрохин, остается "виртуальным" - собирать его еще не научились.
Рассказав о всех своих ноу-хау, представитель Минфина удалился. Мнения депутатов его не интересовали. А между тем после ухода реформатора выяснилось, что многое в данном проекте не устраивает ни думцев, ни региональных законодателей. Но главное - депутаты не верят в искренность намерений правительства перераспределить государственные финансы в пользу территорий. Хотя бы потому, что проект федерального бюджета на 2003 год предполагает еще большую централизацию доходов, чем в предыдущие годы. "Давайте честно скажем, - предложил депутат Госдумы Максим Васильев, - что на период выплаты внешних долгов у нас будет унитарное государство. А уж потом начнем строить федеративное".