Обновленную редакцию закона об основах федеральной жилищной политики Государственная Дума сегодня в первом чтении рассматривать не станет. Отложить начало законодательного одобрения жилищно-коммунальной реформы решил вчера Совет нижней палаты.
Собравшаяся накануне центристская "четверка" не дала правительству положительного ответа и, более того, подчеркнула, что торопиться с голосованием не надо, наоборот, нужно внимательно почитать предложенные проекты и тщательно их обдумать. Как сообщили корреспонденту "НГ" надежные думские источники, изменить мнение центристов не помог даже такой - "убойный" с точки зрения правительства - аргумент, как указание на проект бюджета 2003 года, в котором впервые предусмотрены большие деньги, направляемые как гражданам для получения жилищных субсидий, так и регионам для финансирования убыточного ЖКХ. Кабинет министров, за который вечером в понедельник "отдувался" вице-премьер Виктор Христенко, в ответ услышал только одно: то, что в бюджете на следующий год предусмотрены те или иные расходы, вовсе не значит, что по-новому ЖКХ должен заработать именно с 1 января 2003 года.
Судя по всему, весьма серьезным для центристов доводом взять время для дополнительных размышлений стало ясное понимание ими того факта, что правительство - вольно или невольно - подставляет "Единую Россию" и других потенциальных сторонников реформирования ЖКХ под гнев избирателей. Ведь выборы 2003 года как раз придутся на ту стадию реформы, когда пользы от нее еще не будет, а вот отрицательных последствий скорее всего будет уже довольно много.
Напомним, что на преобразование ЖКХ - этой самой "черной" дыры социальной сферы, где из года в год "исчезают" миллиарды рублей, не способно было решиться ни одно из правительств постсоветской России. Только кабинет Касьянова, да и то лишь в конце мая 2002 года, решился представить депутатам законопроекты официально. Планировалось даже их одобрение тем же летом, для чего министр экономического развития и торговли Герман Греф специально выступил на Охотном Ряду, чтобы развенчать все неправильные слухи и разоблачить недобросовестных критиков.
Тогда он, в частности, опроверг разговоры о том, что в результате реформирования ЖКХ население почти поголовно станет оплачивать сто процентов всех услуг, что дотацию смогут получить только действительно нищие люди, что государственные и муниципальные квартиры будут менее выгодны, чем приватизированные, поскольку за них станут брать больше денег, и тому подобные измышления.
Что же оказалось написанным в том законопроекте, который ныне лежит на депутатских столах?
Во-первых, он отменяет льготы для подавляющего большинства ветеранов и прочих социально незащищенных слоев - то есть примерно для 26 миллионов человек. Во-вторых, вводит обязательное судебное выселение неплательщиков в дома-общежития, а также предполагает, что те, кто этого не захочет, должны будут сами просить себе так называемое социальное жилье. В-третьих, закон предполагает взимать фактически двойную плату для жителей неприватизированных квартир, которые кроме коммунальных услуг станут платить и за найм, то есть подталкивает людей к приватизации, после чего скорее всего налог на имущество в стране будет поднят в разы, если не на порядки. Кроме того, закон предполагает, что оплата жилья должна быть стопроцентная - для возмещения так называемых экономически обоснованных расходов на его содержание, хотя глухо и упоминает о каких-то максимальных долях в совокупном доходе семьи, принципы расчета которого еще предстоит определить.