- Вячеслав Владимирович, это так и будет называться - СЛОН?
- Да, безусловно, это будет называться СЛОН.
- На зоологизм вас вдохновил пример "Медведя"?
- Ничего подобного, наш СЛОН старше. Это название родилось еще в 1995 году, когда мы с моим киевским коллегой Владимиром Малинковичем создавали социал-либеральное объединение на Украине. К сожалению, на выборах в Верховную Раду наш СЛОН выступил неудачно и вскоре прекратил существование, но память о нем живет до сих пор. Теперь вот мы решили вывести российский клон.
- Место этого политического существа в нашей "посудной лавке", очевидно, будет где-то в центре?
- Это место, на которое я долго, но безуспешно пытался перетащить "ЯБЛОКО" и которое все еще остается вакантным. Главная идея нашего объединения заключается в том, что традиционное противостояние либералов и социал-демократов уходит в прошлое. Это противостояние характерно для индустриального общества, но непродуктивно в обществе постиндустриальном. Классическое требование либералов снизить налоги и оставить больше денег на развитие экономики, как и альтернативное требование социал-демократов собрать больше налогов и увеличить инвестиции в социальную сферу, в развитие человека, на современной стадии общественного прогресса теряет смысл. Мы видим, что экономика все больше становится "экономикой знаний", где решающий фактор роста - человеческий интеллект. Таким образом, противоречие между интересами производства и интересами производителя стирается. Инвестиции в знания, в интеллектуальное развитие человека оказываются инвестициями в экономику, причем наиболее эффективными. Вот, если коротко, наше политическое кредо. Мы не хотим, чтобы Россия оказалась в стане слаборазвитых стран, и потому будем бороться за то, чтобы производство знаний стало в нашей стране приоритетной сферой капиталовложений.
- Не слишком ли это узкая платформа для политической партии?
- Во-первых, с этой платформы очень многое видится по-иному. Дело вовсе не ограничивается увеличением финансирования науки и народного образования. Если мы выступаем за переход от экономики сырьевого экспорта к "экономике знаний", то мы имеем в виду целый комплекс глубоких институциональных преобразований. Во-вторых, это еще не вся наша платформа. Мы апеллируем главным образом к молодежи, больше всего у нас сторонников среди студентов, аспирантов, научных работников, молодых предпринимателей. Поэтому мы закладываем в программу все основные проблемы, с которыми неминуемо столкнется это поколение в пору своей зрелости.
Сегодня, например, нашему обществу не до экологии, но в ближайшем будущем оздоровлением природной среды придется заниматься очень серьезно. И к этому надо готовиться. Нетрудно предвидеть и обострение этнокультурных проблем. Мы привыкли воспринимать Россию православной славянской страной, а между тем через 20-30 лет большинство нашего населения станет нерусским. Это может привести к серьезному гражданскому конфликту. Ксенофобия уже сейчас нарастает у нас угрожающими темпами, и введением иммиграционных квот ее не сбить. Мы должны создавать условия, при которых различные этносы не имели бы почвы для противостояния, потому что у всех у них будут равные возможности для социальной мобильности, все они будут на равных правах участвовать в формировании общественной элиты. Добиться этого невозможно без основательной просветительской работы, без подготовки государственных кадров, способных проводить грамотную национальную политику. Разве это не достойная работа для молодежной партии?
- Почему вы думаете, что молодежь, на которую вы рассчитываете, не может голосовать за "ЯБЛОКО" или СПС?
- Если бы она хотела за них голосовать, то уже голосовала бы. А пока наша молодежь, как известно, не очень любит ходить на выборы. Значит, что-то ей не нравится в тех партиях, которые претендуют на ее поддержку. И потом, в обществе чувствуется усталость от старых партий, хочется чего-то новенького. Да и сами эти партии как-то подустали, поистерлись...
- Есть, говорят, такой план: смыть с политической карты "ЯБЛОКО" и СПС. Не это ли основная миссия СЛОНа?
- Мне об этом плане ничего не известно. Насколько я понимаю, президент не заинтересован в том, чтобы в парламенте были представлены только коммунисты и "Единая Россия". С таким парламентом ему будет тяжело решать свои внешнеполитические задачи.
- Но сегодня ваш партактив - это в основном люди, ушедшие вместе с вами от Явлинского...
- Да, инициативная группа - это бывшие "яблочники". Но сейчас в формировании партии участвуют уже сотни человек, и по большей части это новые люди. Мы смотрим на "ЯБЛОКО" как на возможного союзника, и нам нет никакого интереса разрушать эту партию.
- Скоро, по-видимому, у вас будет учредительный съезд, а потом - на выборы? Или к кампании 2003 года СЛОН подготовиться уже не успеет?
- Съезд намечен на ноябрь. До выборов остается год, этого, конечно, очень мало, чтобы подготовиться к ним как следует. Но пропускать эту кампанию мы не будем. Вполне возможно, что выступим в блоке с какой-либо из идейно близких нам партий.