Если реформу нельзя предотвратить, ее следует возглавить. В полном соответствии с этой аппаратной мудростью мэрии Москвы и Питера решили объединиться в борьбе за сохранение своих властных полномочий, пока их еще не настигли законотворческие инициативы, подготовленные комиссией под руководством замглавы президентской администрации Дмитрия Козака. Напомним, что группа Козака готовила пакет законов, перераспределяющих полномочия между федеральным Центром, губернаторами и мэрами, который пока завис между Госдумой и правительством.
В московской мэрии, похоже, решили воспользоваться ситуацией, чтобы закрепить за столицей особый статус столицы и города "федерального значения". Благодаря этому статусу (территория субъекта Федерации совпадает с территорией города) органы госвласти и органы местного самоуправления долгое время, по существу, были одним и тем же, а вертикаль власти целиком и полностью замыкалась на мэрию. По словам главы Мосгордумы Владимира Платонова, руководившего процессом утверждения системы местного самоуправления, "мы с Питером совместно работали над федеральным законодательством и делали его таким, чтобы оно было приемлемым для наших городов".
После решения Верховного суда столичные власти в спешном порядке привели московское законодательство в соответствие с федеральным. Но вдруг посреди подготовительного этапа передачи полномочий органам местного самоуправления в Мосгордуму внесли закон "Об организации местного самоуправления". По мнению экспертов, в нем оставлена лазейка для появления на уровне районов так называемых руководителей муниципалитетов, которые легко подменяют собой глав районных управ и могут концентрировать в своих руках значительные исполнительско-распорядительные полномочия. Комментируя эту ситуацию, Владимир Платонов заявил корреспонденту "НГ", что "Москва и Петербург сегодня находятся в положении выбора между плохим, очень плохим и совсем плохим местным самоуправлением".
Идея создания крупных муниципальных округов, предложенная в проекте группы Козака, оказывается совершенно неприменимой к таким городам, как Москва и Питер. В то же время именно на уровне округов реформа предлагает вводить институт профессиональных управленцев, так называемых сити-менеджеров, которые сосредоточат в своих руках хозяйственные вопросы и исполнение бюджетов муниципалитетов. Однако положение об особом статусе городов федерального назначения позволит обоим мэрам ускользнуть от необходимости делиться с кем-либо властными полномочиями.
Сейчас в Госдуме подготовлены сразу два законопроекта о городах федерального значения. Первый готовился столичной мэрией, второй же написали в "Союзе правых сил" как альтернативу московскому варианту. Новый законопроект СПС, по словам замруководителя фракции Бориса Надеждина, не вносится на рассмотрение депутатов лишь потому, что правые поджидают лужковского закона. По мнению Надеждина, "местное самоуправление по версии Юрия Михайловича - это структура без своего бюджета, он создает огромное количество территориальных представительных органов, но вся вертикаль власти сохраняется". Правые же настаивают на создании в Москве двухуровнего бюджета, который обеспечивал бы потребности не только органов госвласти, но и бюджетов муниципальных образований. "Москва хочет законсервировать иерархическую жесткую систему, а мы хотим сделать то, что в Питере", - заявил Надеждин. Однако похоже, что интересы Владимира Яковлева сейчас больше совпадают с позицией Юрия Лужкова. Обоим мэрам предстоит участвовать в начатом федеральным Центром процессе по перераспределению властных полномочий, и каждому из них сейчас важнее иметь "туз в рукаве" для торга.