Вчера в Госдуме прошли парламентские слушания по реформе местного самоуправления. Состав докладчиков был весьма представительный: сам замглавы президентской администрации Дмитрий Козак, замминистра экономического развития Виталий Шипов и начальник департамента межбюджетных отношений Минфина Алексей Лавров. Фактически состоялась официальная презентация федеративной реформы "по Козаку".
Перед началом заседания всем приглашенным раздали только что вышедшие из-под принтера экземпляры проекта нового закона о местном самоуправлении, который будет вносить в Госдуму комиссия Козака. Второй базовый законопроект, регламентирующий разграничения полномочий между разными уровнями власти, допечатывался уже по ходу слушаний. Но его увидели не все: в перерыве эти стопочки расхватали в считанные минуты. Было видно, что реформаторы хранили свои ключевые предложения, как военную тайну.
И действительно, многое, о чем говорили Козак, Шипов и Лавров, оказалось для аудитории сюрпризом. Так, замглавы кремлевской администрации разъяснил, что имели в виду разработчики, когда говорили о внешнем управлении в регионах. Авторы проекта предлагают две формы воздействия извне на обанкротившиеся губернии или города. Во-первых, на какой-то территории может быть введена внешняя финансовая администрация. Она будет действовать не более года. Ее задача - произвести санацию местного бюджета, вывести его из долговой ямы. Помимо этого Центр на время (максимум на 6 месяцев) может назначить и.о. главы региона или местной администрации. Поводом для этого могут стать действия губернатора или мэра, которые "создают угрозу массовым нарушениям прав и свобод граждан". Козак тут же оговорился, что разработана жесткая процедура, которая ограничит произвол при принятии такого рода решений. "Я знаю, что все очень настороженно к этому относятся, - признался замглавы кремлевской администрации. - Но хочу подчеркнуть, что этот институт может использоваться только по истечению значительного времени (не ранее чем через два года) после введения новой модели местного самоуправления".
О самой модели подробно рассказал Виталий Шипов. Из его слов следовало, что реформаторы дадут немало работы картографам: вся территория страны будет расчерчена по-новому. Появятся не существовавшие ранее территориальные образования: городские и сельские поселения, муниципальные районы и городские округа. Ныне существующие границы (особенно городские) постараются сохранить, но никому ничего не обещают, поскольку конкретикой будут заниматься региональные власти. На федеральном уровне вводят лишь общие правила "нарезки". Границы поселений установят таким образом, чтобы местный житель мог пешком пройти из конца в конец в течение одного рабочего дня. А границы района будут таковы, что очерченную территорию можно будет пересечь за день на муниципальном транспорте.
Когда Шипов озвучил эти тезисы, зал оживленно загудел. Но все притихли, когда объявили еще одно новшество - институт сити-менеджеров. Жители по своему усмотрению могут выбрать главу местной администрации, а могут - только представительный орган власти (мини-парламент). Во втором случае парламентарии нанимают менеджеров для управления данным районом. Судя по всему, такие "мэры по контракту" Козаку милее: уволить их куда легче, чем избранного главу муниципалитета.
В этих проектах было столько новизны, что подготовиться к их критике аудитория не успела. Во всяком случае, те, кому предоставили слово, законопроекты Козака в основном хвалили. Говорили, что они очень демократичны и наконец-то дадут местному самоуправлению встать на ноги. Критиков оставили "на десерт". Но, судя по разговорам в кулуарах, проект понравился далеко не всем. Есть опасение, что от новой перекройки карты страны выиграют губернаторы и проиграют мэры - особенно те, что не ладят с региональными властями. Ведь "нарезкой" займутся именно главы регионов.